Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Про Великий пост

 

Великий пост — самый продолжительный пост установленный Церковью. Называется еще Святой Четыредесятницей - в память о сорока днях, проведенных Иисусом Христом в безжизненной пустыне (см. Мф. 4:1-11). Это период подготовки христиан к празднованию главного события человеческой истории — Светлого Христова Воскресения.

Уставные особенности великого поста

Начинается он сразу после прощеного воскресения. Первая и последняя (Страстная) недели (седмицы) поста — самые строгие. Два первых дня и первый четверг, в пятницу и субботу страстной седмицы предписывается полное воздержание в пище.

В понедельник, вторник и четверг, кроме праздников, не бывает Литургии. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных даров. Первые пять воскресений, в Великий Четверг и Субботу Страстной седмицы — совершается Литургия св. Василия Великого. По субботам - обычная Литургия Иоанна Златоуста. Первые четыре дня, вечером в православных храмах читается по частям Великий покаяннный канон св. Андрея Критского. В четверг вечером на пятой неделе он прочитывается полностью, а также читается житие преподобной Марии Египетской, совершается так называемое «Мариино стояние». Первую постовую пятницу Литургия Преждеосвященных даров завершается чтением канона св. великомученику Феодору Тирону, после которго освящается коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которое затем раздается верующим. На 5-й седмице – в «Субботу Акафиста», на утрени совершается молебное пение, восхваляющее Богородицу - Акафист «Похвала Пресвятой Богородицы». В субботу 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмицы совершается служба Поминовения усопших.

Праздники поста

На 6-ю седмицу приходится «Лазарева суббота». Церковь вспоминает воскрешение Лазаря совершенное Господом Иисусом Христом перед прибытием в Иерусалим (см. Ин 11:1-45). В пищу разрешается рыбная икра. В воскресение отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим (см. Лк. 19:28-48). Его еще называют Вербным воскресением, Неделею Ваий или Цветоносною. Слово Ваий происходит от греческого «вайа» - пальма. Во время богослужения люди стоят с ветвями. На Востоке это ветви пальм, у нас - вербы. В дни таких праздников на трапезе разрешаеться рыба.

7 апреля, почти всегда попадающее на постные дни Церковь отмечает - Благовещенье Пресвятой Богородицы (см. Лк. 1:26-38).  Вспоминается явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих, Архангела Гавриила.

Страстная седмица

Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Страстной. Церковь вспоминает события последних дней земной жизни Спасителя, Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Воскресения. По величию этих событий все дни Страстной Недели называются Великими. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены последним беседам Господа Иисуса Христа с народом и учениками. В Великую Среду вспоминается предательство Христа Иудой Искариотским. В Великий Четверг совершается воспоминание Тайной Вечери. Этот четверг еще называется «чистым» в знак памяти Евангельского события, когда Господь умыл ноги Своим ученикам, показав пример смирения всем нам (см. Ин. 13:3-17). Вечером за Всенощным бдением совершается последование Святых и спасительных Страстей Господних, - читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Христа.

О послаблениях в посте

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Однако, не возможно установить единые для всех правила, со всеми деталями и исключениями. Поэтому в правилах поста Церковью указаны лишь наиболее строгие нормы.

Разделений в правилах как таковых не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Больные, дети, беременные женщины, кормящие матери, рабочие, занимающиеся тяжелым физическим трудом, учащиеся могут иметь послабление в посте. Можно не поститься путешественникам и военным. Есть люди, которые не отличаются особо крепким здоровьем. Только послабления данные в принятиии пищи не распространяются на соблюдение духовного поста и  воздержания от развлечений. В практикае Правосланой Церкви все эти вопросы принято решать с духовником или, просто, со священником.

Святые отцы, рассуждая о соблюдении телесных постов, называли себя «не телоубийцами, а грехоубийцами». Чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане, повредит как душе, так и телу.

Смысл поста.

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не соединен с постом душевным», — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Большинство людей не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже светские врачи. Смысл же поста не в том, чтобы подлечиться или похудеть.

Святые отцы учат, - что в истинном подвиге поста необходимо блюсти чистоту мыслей, желаний и поступков. Свт. Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ». Телесное воздержание — это лишь средство, при помощи которого человек приобретает покаянный настрой и очищает душу от греховных страстей и пороков. При неправильном отношении к посту, он может наоборот быть вредным. В результате неразумного прохождения постных дней часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин учит, что смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним: «мы не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви»... «потому как написано: Бог есть любов» (1 Ин. 4, 8); (см. 1 Кор. Гл. 13).

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный, спасительный, приятный Богу пост.

Подготовил чтец храма прп. Сергия Радонежского Александр Попиль.