Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

О празднике Вознесения Господня

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа — двунадесятый праздник, отмечаемый на 40-й день после Пасхи. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа ученики Христовы собрались все вместе. Иисус Христос явился им и беседовал с ними. Господь скал им быть в Иерусалиме и ждать обещанного от Отца Духа Святого, а затем идти и проповедовать Евангелие всей твари. Возносясь Он сказал что будет пребывать с Нами во все дни (см. Мк 16:14-20; Лк. 24, 45–53; Деян. 1, 4–12).

Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: ««мужи галилейские»! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом - (т. е. во плоти человеческой),- как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10-11). После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа.

История праздника

До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день например Тертуллиан называет ее радостнейший период. В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи, но и как праздничный день. Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то, что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи. Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.. Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи. По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского  и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста. Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380). Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы).

К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно – например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсеместным».

Особенности богослужения

Праздник Вознесения относится к числу подвижных Господних праздников и продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу седьмой седмицы по Пасхе.

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением, что отражено и в нашем символе веры. Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви, евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (см. Ин 6. 22-71). Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (см. Евр 1. 3; 9. 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (см. Евр 9. 12, 24-26).

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (см. Деян 7. 55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены - «восхищены на облаках» (см. 1Фес. 4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (см. Гал. 5:24). Христос же пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (см. Деян 1:11), но уже «с силою и славою великою» (см. Мф. 24:30; Лк. 21:27).

Подготовил настоятель Свято-Пантелеймоновского храму

Священник Валерий Коваль