Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

О почитании святых в Православной Церкви

Кто такие Святые?

С воплощением Христа в мире уже нет отдельного верующего - есть Церковь, - Тело Христово, в котором христианин является одним из его членов. В этом единстве индивидуального и общего (Церкви) сокрыто прочное основание христианской жизни и христианского совершенствования. Приобщение Богу возможно лишь в свободном акте духовного напряжения, проявляющегося в различных видах подвига. Сила веры обнаруживается в силе подвига, хотя сам по себе подвиг далеко не всегда является показателем истинной ревности христианина, ибо весьма многие так называемые добрые дела, даже у христиан, проистекают не из стремления к исполнению заповеди о любви к Богу и ближнему, а из совершенно иных  мотивов. Но основное, что происходит при духовном росте человека — это внутреннее изменение по образу Христа и его инаковость по сравнению с «образом мира сего» (см. 1Кор.7:31). Преп. Макарий Египетский говорит: «У христиан —  свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои».

Почему мы почитаем святых

Основание для почитания святых заключается в духовной связи между Христом и теми, «которые Христовы» (см. Гал. 5: 24), и их близостью к Нему. Спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обожаются, становятся «богами по благодати», сами являются «христами» во Христе Иисусе.

Святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ. В этом очищении сердца подвигом души и тела и заключается путь спасения каждого человека, в которого вселяется Христос: «…Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20), по слову Господню: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23). Спасение совершается, как решительное самоопределение, и начинается благодатное возрастание, для каждого человека соответственно его личному образу и типу его духовной личности.

Почитание Святых в Единой Церкви

Святость столь же многообразна, как и человеческие индивидуальности. Подвиг святости всегда имеет в себе индивидуально-творческий характер. Поэтому Церковь знает разные чины святости или духовные образы спасения.

Прославленные на небе святые принадлежат к той же единой Церкви Христовой, членами которой являемся и мы. Вследствие этого, мы, хотя и живем на земле, но так как принадлежим к одному  Телу Церкви, то «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19). Естественным побуждением к почитанию святых служит вера в то, что святые суть «друзья Божии» (Пс. 138: 17), «друзья Христовы» (Ин. 15: 14) и если они удостоены прославления Самим Богом, то тем более должны быть почитаемы людьми, членами Церкви земной, странствующей, устремляющейся к отечеству небесному. Это так естественно, что еще в Древней Церкви существовал обычай почитания и ублажения святых (например, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского и др.).

Дивен Бог во святых Своих

Почитание святых в Православной Церкви всегда Христоцентрично и немыслимо без почитания Христа, Лик Которого всегда проступает сквозь образ любого святого. Поэтому утверждение того, что почитание святых угодников каким-то образом умаляет искупительный подвиг Христа Спасителя, равнозначно утверждению, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство лозы, на которой и благодаря которой эти плоды выросли. Смысл православного почитания святых излагает святой Иоанн Дамаскин (Слово 3-е «Об иконах»). Он пишет: «Достопоклоняемы святые — не по естеству своему, мы поклоняемся им, … Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека».

Определение слова «святой».

Святой — в христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный Церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за членов Церкви, еще живущих на земле.

Святой - это значит выделенный, отделенный от мира человек. Святой это тот, кто здесь, на земле руководствуется в повседневной своей жизни Божественными заповедями Жизни Вечной. Святые —  это в первую очередь иные люди, отличные от живущих «по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2: 8). Они не плотские, они побеждают то, что порабощает других: «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин. 2: 16). Именно в этой выделенности святых из мира, из атмосферы греха, состоит принципиальное церковное понимания святости.

В чем выражается почитание святых?

Удостоенные прославления от Самого Бога святые почитаются нами как образцы нравственного совершенства, к которому должны стремиться все. Для нас ценен опыт святых — людей, которые путем преодоления своих страстей сподобились богообщения, приблизились к Богу, отдаленному от нас не расстоянием, а нашей греховной жизнью. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что «святые — это не посредники между нами и Христом. Но они соединяют нас с Ним золотой цепью святости, восходящей к апостолам и Христу».

Обычные формы, в которых выражается Церковью почитание святых, кроме молитвенного их призывания, следующие: празднества в честь их, соединенные с благоговейным воспоминанием их подвигов и дел с целью подражания им, что и выражается в более или менее торжественных церковных службах. А также в сооружении храмов во имя святых, возжигании светильников, каждении перед их изображениями, поклонении и преклонении перед ними колен, целовании их изображений и т. д. Такое почитание — это выражение нашего благоговения к святым как верным рабам и друзьям Божиим. В этом не только прославление самых святых, как наиболее полно отразивших в себе образ Божий, но и прославление Самого Бога, «дивного во святых Своих».

Протоиерей Александр Кошилка

Обновлено (13.05.2014 11:44)

 

привожу ссылку