Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

 

Святые мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского, были обретены 5 июля (18 июля по н. ст.) 1422 г., через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября по ст.ст. 1392 г.). Это событие совершилось во время возведения нового каменного Троицкого собора обители, при прп. иг. Никоне, любимом ученике и преемнике прп. Сергия. Преподобный явился во сне одному благочестивому мирянину и велел сообщить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» При большом стечении народа святые мощи были взяты из земли, причем оказалось, что не только тело, но и одежды преп. Сергия остались нетленными, хотя гроб действительно находился в воде. Мощи преподобного были поставлены в деревянном Троицком храме (сейчас на этом месте храм Сошествия Святого Духа), а в 1426 г. их перенесли в каменный Троицкий собор, где они пребывают и в настоящее время.

Житие преп. Сергия Радонежского удивительно мягко и живо написанно Епифанием Премудрым. С самого начала жизни прп. Сергий (до монашества Варфоломей) отмечен небесными знамениями. Он трижды кричит во время Литургии‚ находясь в чреве матери‚ отказывается брать грудь матери в постные дни‚ не принимает молока от кормилицы. Родители его ясно понимают‚ что в их семье происходит явление святого.

После смерти родителей, в 20-летнем возрасте, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа в глухом лесу. Здесь они построили келью и маленький храм, который в 1335 г. был освящен в честь Святой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержавший суровой жизни, ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. В 1337 г. было заложено основание знаменитой впоследствии обители преподобного Сергия. Варфоломей, постриженный на 23-м году жизни в монашество с именем Сергий (что у древних римлян значило «высокий, почтенный»), продолжал жизнь в «пустыне» в посте и молитве.

Следуя исконно русской традиции – убеждать в истине не столько словами, сколько личным примером жизни, прп. Сергий полностью посвятил свою жизнь служению Богу. Удалившись в лесную глушь, в непоколебимом смирении, в постоянных трудах, он очистил себя от малейших движений греха, сделал свою душу обителью Живоначальной Троицы. И Бог, возвышающий смиренных, сделал его источником спасения многих.

Более года прп. Сергий провел в полном одиночестве. Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям. Пришли к нему 12 иноков, которые стали делить с ним тяготы пустынножительства. Постепенно здесь возникло целое поселение отшельников — так зарождалась Троице-Сергиева Лавра, духовный центр русского Православия. Прп. Сергий трудился больше всех: рубил дрова, строил для братии жилища, пек хлеб, носил воду, постоянно помня слова Спасителя: «И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10: 44). Он оставался самым смиренным из монахов, носил самую ветхую одежду. Поэтому братия, как наиболее достойного, избрала прп. Сергия своим игуменом. Было ему в это время около 40 лет. И еще долгих 30 лет управлял преподобный Сергий своей родной обителью.

«Мир — писал профессор В. О. Ключевский, — приходил в монастырь Сергиев, и то, что он видел здесь, поучали его самым простым правилам, которыми крепко христианское общежитие. В монастыре все было бедно и скудно, «все худостно, все нищетно, все сиротинско». В обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной рясе игумена, но все дружны между собой и приветливы к пришельцам. Каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой, и все молятся после работы. Во всех чуется скрытый огонек, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой. Мир видел все это и уходил ободренный, подобно тому, как мутная волна, прибиваясь к прибрежной скале, отлагает от себя примесь и бежит далее светлой и прозрачной струей». «Таково было сияние святости, - всепобеждающая нравственная сила, духовная красота, таково было блистание разума в слове и совете Сергия. Уклоняясь от всяких почестей в своей дремучей пустыньке, Сергий был (и остался на все века) совестью Руси!» (Б. В. Шергин). Благодаря этому со временем обитель Живоначальной Троицы стала центром духовной жизни Руси.

Однажды ночью в своей келье преподобный услышал голос, назвавший его имя: «Сергий!» Открыв оконце, Сергий увидел необычайный небесный свет и множество «зело красных птиц». И тот же голос торжественно произнес: «Им же образом видел еси птица сия, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати». Об этом написал архимандрит Никон (Рождественский): «Духовное потомство великого Радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни - свет просвещения христианского».

Преподобный стяжал дух мирен и многие тысячи людей спасались и спасаются вокруг него. Прп. Сергий – всенародно чтимый святой, который всем сердцем любил Бога и людей. Он объединял людей, прекращал вражду, был выше болезненных претензий и обид, поднимался до духовной ступени миротворцев, которым Спаситель обещал блаженную жизнь.

Прп. Сергий твердо верил, что лучшая жизнь на земле – это жизнь в духе Евангельской любви. Идеал такой жизни преподобный видел во внутреннем, сокровенном бытии Триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому прп. Сергий и основал монастырь во Имя Живоначальной Троицы, «чтобы постоянным взиранием на образ Ее, побеждать страх ненавистной розни этого мира».

Ценнее всех сокровищ Троицкой Лавры во все времена считается священная рака с мощами преподобного Сергия, который оставил завет для всех поколений русских людей: «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и телесную, и любовь нелицемерную; к этому же — страннолюбие и смирение».

Подготовил чтец храма прп. Сергия Радонежского Александр Попиль