Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Новый год

«Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7).

Что это за праздник?!

Наверное, многие представители нынешнего поколения с детства помнят, как ждали Новый год, который праздновался обычно в ночь с 31 декабря на 1 января. Но, возможно у кого-то возникали недоуменные вопросы, — а откуда взялся тогда так называемый «старый Новый год», который до сих пор продолжают отмечать с 13 по 14 января? Более того, раньше Новый год припадал совсем на другие даты и даже месяцы! В глубокой древности Новый год чаще всего связывали с весной — началом возрождения природы и ожиданием нового урожая.

Поэтому на Руси Новый год вначале отмечали 1 марта. В Англии Новый год отмечали в начале весны аж до второй половины 18 века, в то время, когда почти вся Европа, в том числе уже и Россия, переходили на празднование его 1 января. Решение Британского парламента 1752 года перенести Новый год натолкнулось на женскую оппозицию! Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики!» Хотя, еще в древнем Риме в 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на этот день. А ведь его именем как раз и назван юлианский календарь, который затем распространился по всей Европе.

Православный Новый год

В Православной традиции, что очень четко отражено в богослужебной практике, Новый год считается от сотворения мира — 1 сентября! И известен под именем «церковное новолетие». А если быть еще точнее, то эта дата отмечается, как принято в православном богослужении, по старому стилю, то есть с 13 по 14 сентября по новому. Хотя именно у нас в действительную практику это было введено не с Крещением Руси, а только XIV веке, когда Московский церковный собор постановил: «считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому юлианскому календарю», который на тот момент уже полностью был христианизирован. А через почти три столетия в 1699 году Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

Языческий праздник

Итак, в некотором смысле Новый год мы уже отметили! В другом случае нам его, возможно, пришлось бы еще ждать… И, наверное, вы уже решили преспокойно не путаться, а отмечать как обычно это сейчас происходит в современном мире — 1 января. Но какое значение имеет этот праздник для нас?! И зачем так чтить время?! Ведь время тоже в свою очередь является Божьим творением: «Бог, … веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Не будет ли это отголоском язычества и идолопоклонства, вкравшегося в современное общество, о котором еще апостол Павел говорил: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1:25). И вообще, по сути, какая разница, если это всего лишь банальный ход времени, как мы считаем дни, недели, месяцы или годы? Наш год — это, можно сказать, простая физическая единица измерения, привязанная к астрономическому циклу обращения планеты Земля вокруг солнца.
В разные времена этот «праздник» имел и различное значение. Римляне, например, в этот день приносили жертвы языческому богу Янусу. В древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Народ этим пользовался, веселился и делал, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался к работе. Кельты и жители Галлии (территории современной Франции и части Англии) встречали Новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от «summer’s end» (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков, так как полагали, что в этот день духи мертвых являются живым.

Христианизация Нового года

В дальнейшем, в значении этого праздника немалую роль сыграла Пасха. Со дня святой Пасхи новолетие считали во Франции в XIII столетии. У славян эта связь наблюдалась с появлением христианства до упомянутого нами Московского собора. Хотя в народе этот обычай угас не сразу. Пришлось государственным властям прибегнуть к административным методам. Так, в 1492 году великий князь Иоанн Васильевич III окончательно утвердил постановление Московского собора своим указом.

Казалось бы Пасха — Праздников Праздник и Торжество из Торжеств, и такая взаимосвязь могла бы считаться вполне благочестивой? Но в том-то и дело, что величие Пасхи не нуждается в большем его утверждении. И что же, остается ли так и не понятым, почему церковное новолетие отражено в нашем богослужебном календаре? Тем более что этому празднику посвящены еще тропарь и кондак. Этот вопрос не остался без ответа, так как для православного христианина является важным не сколько «времена или сроки» (см.: Деян. 1:7), столько сами события и их глубочайший смысл! Ну а такое событие, как Сотворение Мира, когда все начало быть «что начало быть» (см.: Ин. 1:3) — разве не достойный повод для знаменательной даты в честь молитвенного общения и прославления Творца за богослужением?

Как относиться к Новому году

Но как тогда относиться к современному празднику? К тому же, ситуацию усложняет еще и тот факт, что январский Новый год приходится на наш православный Рождественский пост. В современной Украине православный христианин живет сразу по двум календарям: церковному (юлианскому, называемому также старым стилем) и светскому (григорианскому, новому стилю) В течение Рождественского поста есть немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. Проявляя христианскую любовь и рассудительность в таких случаях, для православного человека допустимо сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина.

Долг христианской любви

Некоторые ошибочно считают, что православным вовсе не надо участвовать в этом событии. «Это нас не касается, — говорят они, — у нас другое время, и Новый год может наступить по «старому стилю» — только 14 сентября…». Но уделить внимание своим ближним: близким людям, родственникам, друзьям и просто окружающим и лишний раз их порадовать, пожелать им добра, счастья и всего наилучшего — не является грехом, а может иметь значение проявления нашей христианской любви, что, конечно же, есть наш первостепенный долг: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви…» (Рим. 13:8).

Что же касается поста, то важно понимать: православный христианин, заботясь о своем благочестии, думает не только о себе, но также о и ближних — «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:13). Да, здесь могут возникнуть своего рода казуистические вопросы, наподобие: «А как не показаться законником и не заниматься, так сказать, фарисейством?» Или: «Не посчитают ли, что я не уважаю их, когда меня пригласили и приготовили угощение»? Здесь можно было бы, как по-фарисейски ревностно ответить нет, так и лукаво либеральничать, оправдываясь обстоятельствами.

Стоит сказать, что в таких случаях у нас, православных христиан, есть обычай обращаться за советом к своему духовнику и, само собой, есть наша совесть, которая нам поможет разобраться, как поступить. И наконец, в день гражданского Нового года Церковь празднует память святого мученика Вонифатия и мученицы Аглаиды. Этим святым молятся об избавлении от греха винопития и блудной страсти, потому что сами они долгое время страдали этими пороками. Но Господь открыл им, что есть сокровище жизни и высшая радость для человека, и они сделались способными отдать себя и всю свою жизнь ради Христа, ради жизни вечной.

Подготовил Вадим Дымов.