Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Рождество Иисуса Христа

Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Считая Рождество Христово второй Пасхой, Церковь установила перед праздником пост, по продолжительности почти равный предпасхальному.

Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. В городе не нашлось ни одного свободного места в местных гостиницах.

В известняковой пещере, предназначенной для стойла, далеко от постоянного места жительства, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства — родился Богочеловек, Спаситель мира.

Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк. 2:7). Рождество Христово сопровождалось дивным известием пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, ангельским славословием, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати.

Происхождение праздника

Основная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Православная Церковь установила торжественный праздник (в противовес гностикам) и назвала его Богоявлением, объясняя, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. Поэтому, в IV веке по всему

Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, 6 января, под общим именем Богоявления.

Дата Рождества

До семидесятых годов I века большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, так как у иудеев не принято было точно знать дни рождения. Ко II-III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников.

Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой: ему соответствовало 6 января первого месяца года. Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века при папе Юлии.

Перенесением праздника на 25 декабря Церковь хотела создать противовес почитанию языческого культа солнца и предохранить верующих от участия в нем. У римлян на 25 декабря выпадал языческий праздник в честь зимнего солнцестояния — день «рождения» непобедимого солнца, которое не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и т. п. Таким образом этот день, как соответствие между течением природной жизни в мире и благодатной жизни, более всего подходил для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.

За Римом в этом отношении последовали и все Восточные Церкви. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной — начиная со второй половины IV века. Из Восточных Церквей на этот праздник впервые произносят проповеди три великих святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии. Святитель Василий Великий поручил святителю Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Святитель Иоанн Златоуст также дал на это согласие. Из Кипра призван был Епифаний, который, в качестве урожденного еврея, должен был на основании Писаний утвердить этот день. Окончательно праздник Рождества Христова в восточной части империи был узаконен на Эфесском соборе в 431 году. На Русь праздник Рождества пришел в Х веке с принятием христианства.

Святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова с 7 по 19 января (с 25 декабря по 6 января) обыкновенно называются святками, т. е. святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, празднование которых было в древности короче, поскольку праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день. После же их разделения празднование распространилось на все дни в промежутке с 7 по 19 января, и потому они составляют как бы один день праздника.

Традиции Рождества

Главной традицией Рождества является наряженная ель. Этот обычай известен с VIII века и пришел к нам из Германии. Первое упоминание о Рождественской елке связано с личностью святого Бонифация. Когда монах Бонифаций читал друидам (поклонникам деревьев) проповеди об Иисусе Христе и Рождестве, то убеждал их, что дуб не является священным деревом. Чтобы доказать свои слова, Бонифаций срубил дерево. Падая, дуб поломал все деревья своей кроной, не сломанной осталась только лишь одна ель. Монах увидел в этом событии чудо, воскликнув: «Пусть будет ель древом Христа». Именно поэтому на Рождество в Германии существует традиция высаживать молоденькие елочки.

На протяжении двенадцати дней праздников — от Рождества Христова до Крещения принято дарить своим близким подарки, радоваться и петь рождественские песнопения.

Рождество — день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа

В храмах в ночь на Рождество повсеместно совершаются богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное; пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.