Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Покров Пресвятой Богородицы

"Дева днесь предстоит в Церкви,
и с лики святых невидимо
за ны молится Богу "

(кондак Покрову Богородицы)

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы берет свое начало с Константинопольского чуда, которое произошло в 910 году. Его описание сохранилось в житии святого Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, его учеником, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний.

Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, поскольку считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием.

Что же происходило в 910 – 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле был второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле – Евсевий, сменивший сурового и категоричного патриарха Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в империи идут не то, чтобы плохо, но и не очень хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли – в общем, шла затяжная вялотекущая война. Империя не слабела, но как-то топталась на перепутье. Православная Церковь в это время проводит активную и мудрую миссионерскую деятельность в славянских землях, распространяет и веру, и культуру.

О событиях 910 – 911 годов рассказывают несколько византийских летописей, по-гречески «хронографов». Перед нами в деталях раскрывается жизнь Влахернского дворца, отношения императора и патриарха, придворные интриги и благочестие монахов. Нет только о нападении врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

Все-таки было одно событие, которое могло вызвать тревогу в городе и дворце. Где-то около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были гораздо страшнее относительно цивилизованных арабов.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Через 78 лет внуки тех, над кем Божия Матерь держала омофор во Влахернском храме, отправились на великий и опасный подвиг – крестить славян язычников. В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Но теперь событие, которое формально можно назвать военным поражением наших предков, Православная Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, ее защиты за всех православных христиан. И праздник Покрова стал на Руси одним из самых любимых.

Первым храмом, построенным в честь этого дня, принято считать храм Покрова на Нерли. Он был возведен в 1165 году Андреем Боголюбским в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. Храм  небольшой, но по своей красоте он по праву носит название жемчужины церковной архитектуры. Здание возведено на рукотворном холме. К сожалению, оригинальная роспись утеряна  навсегда, но сохранились скульптурные изображения XII века. Каждый фасад церкви украшен резьбой. В самом верху — библейский царь Давид с гуслями. По сторонам симметрично расположены орлы, а под ними — фигуры львов. Смирные изображения хищников символизируют собой мир и единение под властью князя. Чуть ниже — женские маски. Их считают символами посвящения храма Божией Матери. Сама церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Еще одним храмом в честь Покрова Богородицы, который также включен во всемирное наследие ЮНЕСКО и считается визитной карточкой Москвы, является храм Покрова на Рву. Он построен в память взятия войсками Ивана Грозного Казани в 1552 году. По замыслу создателей храм должен был символизировать Небесный Иерусалим, правда, необычная цветовая гамма куполов по сей день не находит исчерпывающего объяснения.
Первые монастыри в честь Покрова Богородицы также возникли в Северной Руси – женский Зверин Покровский монастырь в Новгороде (построен в ХII веке) и обитель в Суздале (построена в 1364 году).

Отдельно свою историю празднования день Покрова Божией Матери имеет на Украине. Самой древней церковью, которая была построена в честь этого праздника, является храм в селе Суткивцы, Хмельницкой области, который был возведен в 1467 году.

Праздник Покрова Божией Матери был одним из самых главных праздников Запорожского казачества. В 1659 году, еще до основания Новой Сечи, запорожские казаки построили на острове Чертомлык храм на честь Покрова Богородицы. Но особенно глубоко начинает почитаться этот праздник уже в Новой Сечи, где также был возведен Покровский храм. В целом, на всех территориях казацких вольностей, было больше десяти храмов на честь Покрова Божией Матери. Благодаря такому глубокому почитанию даже возник особенный иконографический тип – «Казацкая Покрова». На иконе изображалась Божия Матерь, покрывающая омофором гетмана, казацкую старшину, духовенство и народ, который с мольбой к Ней обращается. Несколько Покровских храмов, построенных еще со времен казачества, сохранились до наших дней. Жемчужиной украинской церковной архитектуры можно считать Харьковский Покровский собор, который был возведен казаками в 1689 году.

Празднование Покрова Богородицы богато и народными традициями. С этого дня начинался так называемый «свадебный сезон». Поскольку заканчивался сбор урожая и за вырученные средства игрались свадьбы. Деревенская жизнь перестраивалась на зимний ритм, в котором больше внимания уделялось работам в доме – шитью, пряже и разного рода рукоделиям.