Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Великий пост: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…

 

 

«Истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка,

ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть»

Стихира понедельника первой седмицы Великого поста

 

Заканчивается Масленица, допекаются последние блины, и православные христиане готовятся вступить в подвиг Великого поста. Великий пост – это пост с большой буквы. И когда в церковной среде говорят: «Постом такого-то года было то-то и то-то» или «Я к вам как-нибудь постом приеду», то обычно имеется в виду Великий пост, а все остальные три поста в таком случае специально уточняются. А это, действительно, пост с большой буквы. Более того, это – единственный пост, среди других общецерковных постов, в котором само церковное богослужение является особым и специально постовым. Потому что, например, богослужение Петрова поста не имеет никаких особенностей по сравнению с обычными, рядовыми службами. Богослужения Успенского и Рождественского постов – по сути, то же самое. Ну, разве что в ирмосах и катавасиях упоминается о том, что мы приближаемся к Рождеству, а так, в принципе, сам стиль богослужения остаётся тот же. А Великим Постом даже «Господи, помилуй» поют и то на иной распев, нежели в обычное время. И уже этим свидетельствуется, что это то время, которое является совершенно особым.

История становления нынешней структуры и устава проведенния предпасхального поста занимает несколько столетий и находится в тесной взаимосязи с развитием церковного года. Истоки современного Великого поста очень древние – они находятся в первых христианских предпасхальных постах, упоминания о которых датируются началом II века. Тогда пост совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя и заканчивался с рассветом совершением Евхаристии. Это обясняется тем, что и сама Пасха изначально в своем праздновании понималась христианами двояко: как восопминание Старстей и как Воскресение Христово.

У же во воторой половине II века продолжительность предпасхального поста постепенно начала увеличиваться и местами она достигала целой седмицы. В III веке почти повсеместно распространилась традиция совершать в пасахльную ночь Крещение оглашенных, а практика поститься на протяжении огласительного периода перед принятием Крещения, существовала еще с I века. Вскоре, это привело к объединению предкрещального и предпасхального постов.

Самым ранним бесспорным свидетельством о предшествующем Пасхе 40-дневном посте является второе пасхальное послание святителя Афанасия Великого (330 г.). Согласно этому посланию пост начинался за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигалось путем исключения субботы и воскресения, накануне Пасхи, из общего счета дней. Окончательно традиция 40-дневного поста стала общецерковной благодаря постановлениям I Вселенского собора. Несколько позже, под влиянием монашеских уставов, субботы и воскресенья тоже стали постными, правда, с предписаниями о послаблении поста, а весь великопостный период удлинился до 49 дней, из которых 40 начали именовать Четыредесятницей. В ее стостав не входили Лазарева суббота, Вербное воскресение и Страстная седмица. Эти дни также являются постными, но они посвящены памяти отдельных священных событий в земной жизни Спасителя и выделяются по своим богослужебно-уставным особенностям.

Первая седмица Великого поста отличается, как известно, особой строгостью. В это время соврешаются более продолжительные богослужения и уставом предписываются строгие ограничения в пище. С понедельника по четверг на повечернях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250. Для чтения канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522) – образцу христианского покаяния, которая в своем подвиге прошла путь от глубокого духовного падения до вершин святости.

Суббота первой седмицы поста посвящена воспоминаниям о чудесной помощи, которая была явлена константинопольским христианам великомучеником Феодором Тироном (+306). В 362 году, святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо пищи купленной на рынках, которая была осквернена через окропление идоложертвенной кровью, по приказу языческого императора Юлиана Отступника. В память этого события освящение колива совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

В первую неделю Великого Поста Церковь празднует Торжество Православия. Установление этого праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только к середине IX в. были освобождены из темниц и ссылок все иконопочитатели, а иконоборчество окончательно побеждено.

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый богослужебный чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. Последование этого чина было значительно дополнено за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Тексты этого богослужения повествуют о торжестве Церкви над всеми когда-либо существовавшими в ее истории ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских соборов.

В Русской Церкви чин Торжества Православия, с анафемствованием еретиков, введен в богослужебное употребление в XIV веке. Изначально он был взят из греческого синодика, к которому, кроме исторических гонителей Цекрви и ересиархов, прибавляли имена «новых еретиков и отступников», таких как, например: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, и других. Характерной особенностью русских чинов Торжества Православия был обычай анафемствовать, кроме еретиков и церковных преступников, также преступников и гражданских, что немного противоречило изначальной греческой традиции. В второй половине XVIII века, это было исправлено митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом. Он исключил из чинопоследования имена многих государственных преступников и расколоучителей. В обновленном виде чин Торжества Православия был напечатан в 1767 году и без существенных правок употреблялся до 1869 года, когда решением Святейшего Синода из него были убраны имена всех государственных преступников, включая внесенного в этот список по приказу императора Петра I, гетьмана Ивана Мазепу. Новая редакция чинопоследования содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. В таком виде она просуществовала до революции. Вскоре, после событий 1917 года, совершение полного (с провозглашением анафем) чинопоследования Торжества Православия было на десятилетия запрещено. Совершение чина постепенно возобновилось только в послевоенное время.

Последние правки в богослужебных текстах чинопоследования Торжества Парвославия были сделанны в 1993 и 1997 годах, тогда впервые была провозглашена анфема сторонникам «новых религиозных движений», язычества, астрологии, а также всем, кто повинен в пролитии крови своих ближних (поводом для этого стали события Августовского путча 1991 года и политический кризис 1993 года).

Необходимо заметить, что предание анафеме не является проклятием, или действием, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При глубоком раскаянии согрешившего анафема может быть снята. Известны случаи снятия анафемы и после смерти участников событий, как, например, это произошло в 1971 году, когда была снята анафема со старообрядчества, наложенная на сторонников раскола еще Московским собором 1667 года.