Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Сионская горница VS стадион или: неблагодатные дары современных «апостолов»

Из года в год на праздник Пятидесятницы во всех православных храмах читается известный отрывок из книги Деяний апостольских, в котором автор повествует о событиях сошествия Святого Духа на апостолов. Отныне, горстка галилейских рыбаков становится апостолами Христовыми, которым суждено своей проповедью «уловить вселенную». Одним из даров Духа, который получили ученики Христовы в день Пятидесятницы, стал дар языков – способность разговаривать на языках других народов не изучая их. Автор Деяний повествует об этом следующими строками: «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» (Деян. 2:6-12). Как видно из повествования, перемены, произошедшие с апостолами немало удивили окружающих людей и нашлись, как бы мы сейчас сказали, даже рационалисты-скептики, которые незатейливо объяснили это состоянием опьянения. Отдельного внимания заслуживает аргумент апостола Петра, который он приводит в защиту своих собратий: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2. 15) – это примерно девять часов утра по нашему времени. Очевидно, нравы жителей Палестины того времени были лучше чем у наших современников и употребление вина утром считалось ими чем-то, ну крайне непринятым и возмутительным. Наверное, сейчас аргумент, что «теперь третий час дня» не был бы таким безапелляционным...

Но вернемся к событиям Сионской горницы. Сразу, после сошествия Святого Духа, апостол Петр произносит свою первую, уже апостольскую проповедь о Христе. Успех ее был просто немыслимый – в первый же день крестилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2:41) и это в том городе, где всего лишь 53 дня до этого кричали, показывая на связанного Христа: «Распни, распни Его!». Такое количество крещенных еще и объясняется тем, что в Иерусалиме в этот день было много приезжих из других городов обширной средиземноморской еврейской диаспоры, которые приехали в храм Иерусалимский для поклонения, на праздник ветхозаветной Пятидесятницы – дня, в который на Синае Израилю был дарован Закон и заключен завет с Богом. Иудеи рассеяния – а так их называли собратья в Иерусалиме, постепенно забыли священный язык храмового богослужения и разговорным арамейским владели плохо. Но, безусловно, они знали обетования о Мессии, которые трепетно передавались из поколения в поколение и знали, что сроки исполнения пророчеств о Нем уже пришли. Таким образом, проповедь апостола Петра, а позже и других апостолов, упала на сердца слушающих, как зерно на вспаханную землю. Вот здесь и обнаружилась своевременность и необходимость апостольского дара языков. Отныне, не существовало больше границ для их проповеди и «уловления вселенной».

Каждый человек, уверовавший в Евангелие, ежедневно, в своем христианском делании, стоит перед выбором: себя изменить в угоду евангельском идеалу или Евангелие интерпретировать под себя и остаться в рамках привычной жизни. Этот выбор неизменно сопряжен с христианской жизнью и актуален, как для каждого человека, так и для человечества в целом. С первых же дней существования Церкви были те, кто сознательно пытался пойти другим путем – путем интерпретации учения Христова под свои нужды и свое понимание. Так, можно сказать, параллельно с историей Церкви начинается история ересей. Она по-своему развивалась, испытывала влияние эпох, обогащалась своими «выдающимися» персонажами и сейчас может вполне «гордится» своими «достижениями». Среди наивысших, наверное – это способность абсолютно спокойно и убедительно говорить на черное белое, приводить широкий спектр аргументов и не испытывать малейшего зазрения совести. Одним из ярких примеров, особенно в контексте священных событий Пятидесятницы,  есть явление, которое у специалистов по сектоведению и новым религиозным движениям получило название – глоссолалия. Под этим термином подразумевают речь, которая состоит из бессмысленных слов и словосочетаний, но выдается представителями некоторых направлений протестантизма за дар языков, который они получают после схождения на них Святого Духа за богослужением. Соблазн этим явлением весьма актуален для людей, которые до этого не глубоко интересовались церковно-религиозной тематикой и впервые столкнулись с проповедью неопятидесятнических сект. Для представителей этого сектантского направления говорение на «иных» языках является самым важным, с их точки зрения аргументом, свидетельствующем о присутствии и действии Святого Духа на верующих, или, как говорят сектанты, является доказательством истинности «Крещения Святым Духом». Например, «пророк» неопятидесятничества Кеннет Е. Хейгин говорит вполне определенно: «Говорение на языках является дверью во все остальные духовные дары. Некоторых людей интересуют только другие дары Духа, но мы должны пройти через «дверь», чтобы попасть туда». Аргументация, надо сказать, крайне странная с абсолютной произвольно трактовкой Священного Писания. Во-первых, необходимо заметить, что Господь никогда не дает дары духовные просто так, без какой-то определенной цели. Например, пророк Исаия говорит об этом следующими словами: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего» (Ис.50:4). Таким образом, становится очевидным, что дар говорения на иных, то есть на иностранных языках у малообразованных апостолов был предназначен для целей проповеди всем народам. Согласно повелению Самого Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).

К слову сказать, сами иностранные проповедники, приезжающие в Украину, Россию или другие постсоветские страны, где видят перспективы для распространения своего учения, во время проповедей пользуются почему-то услугами переводчиков и лично дара говорения на иных языках в том виде, как это отражено в Священном Писании не проявляют. В книге же Деяний вполне определенно говорится о том, что речь апостолов в день Пятидесятницы была понятна жителям Месопотамии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и Ливии, острова Крита и арабам (Деян. 2:9-11). Просторы интернета наполнены множеством видеороликов, где любой желающий может ознакомиться с, так называем, «крещением духом», которое совершается на разного формата сектантских собраниях. Люди, которые получили подобное «крещение» начинают себя необычно вести: падать и биться в конвульсиях, замирать, изображая сон или, чаще всего, бормотать что-то невнятное. Потом, это невнятное бормотание, пастор, который часто скромно именует себя пророком, переводит вслух для широкой аудитории, выдавая за откровение свыше и действие дара языков. Даже человеку, не владеющему глубокими специализированными познаниями в богословии, при непредвзятом размышлении и анализе над этим явлением, становится понятным его отнюдь не евангельская природа. Апостольская речь не требовала дополнительного перевода и интерпретации – она звучала, как родной язык народа, к которому они обращались.

Надо сказать, что феномен глоссолалии присутствует не только у современных неохаризматов, исследователи древних религий сталкивались с ним давно. Главным образом, он имело место в шаманских культах. Как правило, это происходило следующим образом: шаман во время выполнения ритуалов вводил себя в состояние транса и постепенно начинал говорить непонятные слова, которые потом переводились им самим или его учениками и выдавались, как воля духов и высших существ.

Для нас очевидно, что дар говорения на иностранных языках в Церкви носил временный характер. Исторически уже в III веке дар языков в христианских общинах исчезает. Причину этой перемены объясняет блаженный Августин (+430 г.): «Ужели ныне не подается Святой Дух? Кто так думает, тот не достоин получить Его. Подается и ныне. Почему же никто не говорит языками всех народов, как говорил тогда всяк, кто исполнился Святым Духом? Почему? Потому что исполнилось уже то, что тем означалось. Что же исполнилось? То, что теперь Церковь великая, повсюду, от востока солнца до запада говорит языками всех народов». Подтверждением временности дара языков служит и то, что он не имеет преемственности служения. Это хорошо видно в сравнении с новозаветным священством. В Первом послании к Тимофею мы читаем: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (IТим. 4:14), а о преемственности этого дара мы находим подтверждение в послании к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1:5) Ничего подобного по поводу говорения на иных языках в Новом Завете мы не находим, и это лишний раз подтверждает временность подобного дара для Церкви.

Истоки современного сектантского неопятидесятничества восходят к шестидесятым годам ХХ века. Именно в это время мелкие расколы среди протестантских конфессий дали начало харизматическому движению. Название этого движения происходит от греческого слова «харизма» - благодать. Такое название связано с манипулятивными толкованиями в среде новых религиозных образований этого богословского термина, а также их свободной трактовкой событий Пятидесятницы и действия Святого Духа на человека. Одним из самых известных представителей среди огромного количества сект неопятидесятничества является «Движение веры» Кеннета Хейгина, который внес в пятидесятническое учение оккультные практики, широко сейчас используемые неопятидесятниками. «Движение веры» также называют по имени крупнейшего центра этого движения в Европе — шведского центра «Слово Жизни» (г. Уппсала), основанного учеником и преданным последователем Хейгина — Ульфом Экманом. В нашей стране это движение представлено организациями самых различных названий. Среди наиболее крупных необходимо выделить следующие: Украинская христианская евангельская церковь (основана в 1990 году), Посольство благословенного Царства Божьего для всех народов (основана в 1994 году проповедником нигерийского происхождения Сандеем Аделаджей), Духовный центр «Возрождение» (основана в 1997 году Владимиром Мунтяном), Духовный центр «Новое поколение» (основана в 1995 году), Центр Независимых Харизматических Христианских Церквей Украины (основана в 1996 году). Вцелом, даже поверхностно изучив статистику можно, сделать безошибочный вывод, что действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» создает просто тепличные условия для увеличения числа неохаризматических и других, абсолютно неисторических и нехарактерных для Украины, религиозных организаций. Так, к примеру, в 1992 году было зарегистрировано 27 харизматических общин, а к 2005 году их становится уже 920. К сожалению, в открытых источниках отсутствует информация за 2015-2016 годы, но, вряд ли будет далеким от истины предположение, что с подобной динамикой роста, таких общин уже больше двух тысяч.

Общей чертой для всех неохаризматических организаций является тоталитарная система управления и абсолютный авторитет лидера, по отношению к которому часто употребляются слова «пророк» или «апостол», для абсолютизации его авторитета. С представителями неохаризматических культов, практически, невозможен диалог, поскольку отсутствует какая-либо общая платформа, опираясь на которую, можно было бы оценить те или иные явления в религиозной жизни друг друга. Если лидер подобной организации начинает излагать свое учение, то он всегда преподносит его, как высшую истину, как откровение, которое получил от Бога, находясь «в духе». И в таком случае, все общехристианские авторитеты и критерии, включая Священное Писание, отходят на второй план. После слов: «Бог открыл мне...», «Дух поведал мне...», «Господь повелел мне сказать вам...» и т.п., которые часто можно услышать в проповедях неохаризматичных лидеров, дальнейшая дискуссия невозможна – может иметь место только абсолютное послушание или абсолютное отторжение.

Как уже упоминалось, современные неохаризматические религиозные организации – это явление достаточно новое, не только в европейской истории, но и в новейшей истории постсоветских стран. За десятилетия тотального атеизма, который всячески поддерживался и насаждался в СССР, люди утратили вместе с религиозной жизнью и религиозный иммунитет. Последний, можно определить, как способность интуитивно, не имея специального богословского образования, чувствовать духовный обман. Весь период девяностых годов на постсоветском пространстве, в религиозном измерении, можно отождествить с духовным разбоем беспримерных масштабов. Перед нашествием новоявленных пророков, апостолов, проповедников, миссионеров, целителей, пасторов и мессий были бессильны практически все: от государственных органов до отдельных граждан. Классический пример такой тотальной неготовности – это «успех», который имело, наспех сколоченное специалистом в области психического воздействия на личность Ю. Кривоноговым, Белое братство.

Прошедшие, почти два десятилетия религиозной свободы многое изменили: Церковь воспитала, пусть и пока малочисленное, но все же новое поколение апологетов, люди меньше стали верить во что попало, а университетская наука и журналисты, сделали, пусть и робкий, но все же шаг за кулисы официоза новоявленных церквей и их харизматичных пастырей. Как следствие этих процессов – все чаще начали предаваться огласке факты манипуляции сознанием верующих, нанесения ущерба здоровью (в том числе психическому), а то и просто мошенничества со стороны носителей самого свежего очередного откровения. Начали печататься научные монографии о том, что тоталитарные секты неопятидесятников, как и прочие организации подобного характера, причиняют вред людям на уровне личности, семьи и всего общества в целом. На уровне личности вред исходит от наличия техник подавления и управления психикой человека, что приводит к самоубийствам, психозам, неврозам, психиатрическим заболеваниям. Семьям наносится вред тем, что часто распадаются браки из-за включенности одного из супругов в секту, и попыток увести в нее ребенка. А на уровне общества тоталитарные секты наносят вред тем, что духовно и психически ослабляют нравственный потенциал нашего народа и ежедневно умножают количество инвалидов духовной войны.

Репик Денис