Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Рождество Пресвятой Богородицы

 

 

Начало нашего спасения, людие, днесь бысть

се бо пронареченная от родов древних,

Мати и Дева и приятелище Божие

от неплодове родитися происходит...

Стихира на литии Рождеству Персвятой Богородицы

 

Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Критского, назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего появления в Церкви.

С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. В Новом Завете содержатся крайне скудные строки о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника можно найти в апокрифе II века – Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в Назарете – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А бесплодие, у ветхозаветной иудейской традиции, считалось знаком гнева Божия. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников, которые в своей самонадеянности и гордости почитали себя праведнее их.

Автор Протоевангелия Иакова повествует, что во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна же осталась в одиночестве. Она ходила по саду плача и сокрушаясь о своем положении. И тогда ей явился ангел, котрый обращаясь сказал: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму, после чего он поспешил домой. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

Первые упоминания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на Востоке в V веке – в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439–446 гг.), а на Западе – в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492–496 гг.). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Подлинность слов Прокла оспаривается истроиками и патрологами, а древнейшие списки указанного требника появляются поздно – не ранее VIII века.

В сирийском месяцеслове 412 года не зафиксирован не только праздник Рождества Богородицы, но и ни один из Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит следующая память: «Пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников». Праздник Рождества Богородицы возник, по-видимому, в Константинопольской Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви. Во времена святого Андрея Критского (VII в.), составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

В западных месяцесловах праздник впервые упоминается в римском Иеронимовом мартирологе VII столетия. Но, несмотря на эти упоминания, празднование Рождества Богородицы не было там распространено и долгое время, вплоть до XII–XIII вв., этот день не имел торжественной службы. Лишь на Лионском Соборе в 1245 году папа Иннокентий IV сделал 8 дней праздника обязательными для всей Западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378) установил для Рождества Бгородицы бдение с постом и особую службу литургии.

Событие праздника Рождества Пресвятой Богородицы заставляло святых отцов задавать вопрос: почему Богоматерь, Корень жизни, родилась от неплодной?

Преподобный Иоанн Дамаскин отвечая на этот вопрос пишет:  «Потому, что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся». В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» преподобный Андрей Критский также говорит: «Служа пределом закону и прообразованиям, праздник Рождества Богородицы вместе служит дверью к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти».

Обстоятельства Рождества Богородицы самым существенным образом сказались на иконографии праздника. При сравнении с изображениями других двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий их строй. Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые. Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Киевского Софийского собора (первая половина XI в.) и росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.). На иконографии этих изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе и ее изображение крупнее других; перед ней стоят женщины с дарами и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко также присутствует и Дева Мария в колыбели. На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы. Основные сюжетные линии современной иконографии Рождества Богородицы исчерпывают событийные вехи: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у бесчадного, как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима и Анны; благовестие Иоакиму и Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и, собственно, Рождество Богородицы.

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни, ведь Матерь нашего Спасителя является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы должны ежедневно обращаться прося ее молитв и ходатайства перед Богом за нас.