Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

«Пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение..

 

 

Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста

Великий пост, больше других многодневных постов, уменьшает количество пищи на столе, и он же увеличивает количество молитв в богослужении, количество «псалмов, и пений, и песен духовных». Великопостный устав отменяет привычное ежедневное служение Литургии в седмичные дни и наполняет суточное богослужение особенными, постовыми молитвословиями.

В литургическом и святоотеческом наследии, рассуждения о посте всегда неотделимы от учения о покаянии, также, как и покаяние всегда сопряжено с воздержанием в пище. Если обратится к истокам этой взаимности двух важнейших христианских добродетелей, то можно увидеть, что уже в ветхозаветные времена, пост составлял важнейший элемент аскетической жизни. Постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение, постились священники, постились цари и простолюдины, этот подвиг они принимали на себя для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние в соделанных грехах и через воздержание явить Богу свою любовь.

Сам Господь наш Иисус Христос, для примера нам, сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения диавола. «Пост есть оружие, уготованное Богом, — пишет преподобный Исаак Сирин, – Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?». Великий пост готовит каждого христианина к Страстной седмице и пасхальной встрече со Христом. Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая душу и тело, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную Весть, – преображающую, исцелящую и воскрешающую, – которую приносит нам Господь Иисус Христос. В пасхальную ночь мы услышим слова Иоанна Златоуста о том, что и постившиеся, и не постившиеся должны насладиться духовным пиром и напитаться от духовного Агнца, Который есть Христос.

Необходимо также помнить, что православный пост, всегда есть время не только молитвы, покаяния и ограничения себя в пище – это и пора «самособирания», то есть делания, которое преподобный Исаак Сирин называл «погружением в самого себя от греха». Это время, когда человек больше, нежели когда-либо, оказывается способным к тому заповеданному нам отцами состоянию, которое выражалось кратким повелением: «внимай себе». Без этого внимания, ни наша борьба – с собою ветхим, своими страстями, соблазнами и искушающими нас демонами, – ни наш труд, никогда не увенчаются успехом. И потому постом человек гораздо лучше, чем обычно, начинает видеть себя – какой он вообще есть и что в нем более всего противится той новой, лучшей жизни, к которой он всеми силами стремится.

Любой полноценный христианский пост двухсоставный по своей сути. Его можно условно разделить на физический и духовный. Физический пост – это не только переход на постную пищу, но и воздержание. И, пожалуй, последнее является главным. Ведь можно формально поститься, перейти на постную пищу даже самого примитивного вида и одновременно буквально объедаться ею. Подобное отношение к посту - ничего общего не имеет с действительным постом и представляет собой его извращенное понимание. Безусловно, важнейшей частью христианского поста и его основой является пост духовный – молитвенное устремление к Богу, молитвенный усиленный подвиг, совершаемый человеком. Поэтому пост неразрывно связан с усиленной молитвой, со стремлением к Богообщению. Духовный пост – это сознательное и волевое устремление к добру в любой его форме, стремление активно проявить свою любовь и доброжелательное отношение к ближним, помочь им в их нуждах, проявить заботу, внимание, пойти по пути добротворения. Духовный пост – это ограничение своего эгоизма и замена его подлинно человеческим отношением к людям; и подобное отношение должно быть не искусственно вымученным, а вытекать из чистого сердца, из сознания собственного недостоинства и своей греховности.

Духовный пост - это путь духовного самоуглубления, честного анализа самого себя перед лицом Божиим, смиренного осознания своей греховности, ее истоков и путей, покаяние и примирение с Богом. Духовный пост – это путь сокрушения и покаяния, путь духовной неудовлетворенности собой, из которой должно родиться стремление преодоления земной ограниченности и совершиться переход в царство духовной свободы, обретенной в Боге.

Соблюдая пост, каждому христианину также необходимо помнить слова Спасителя: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобы явиться пред людьми постящимися» (Мф. 6:16). Ветхозаветные лицемеры соблюдали правила поста и говения только напоказ людям, а не для Бога. Они хотели, чтобы другие их считали постниками, праведниками и богоугодниками, чтобы это поднимало их авторитет, а словам придавало значимость. Такое расположение души не является постом, наоборот – это идеальная диета для гордости.

В первые дни поста, молящиеся в храмах услышат грозный голос пророка Исаии, обращенный против лицемерных постов и суеверного раскаяния. От лица Бога пророк обращается к современникам: «Ненавидит душа Моя ваш пост и вашу праздность. Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу глаза Мои от вас; если умножите моление, не услышу вас, потому что руки ваши хищнические… Отымите лукавство от душ ваших, перестаньте лицемерить, научитесь делать добро, избавьте обидимого, приютите сироту, утешьте вдовицу» (Ис. 1; 14-18). Несмотря на тысячелетия, которые разделяют нас и пророка Исаию, эти слова нисколько не потеряли своей актуальности. Попытка отдать предпочтение форме перед содержанием – это непереходящее искушение духовной жизни, оно влечет людей всех возрастов, эпох и поколений.

Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными – душевными и телесными – подвигами очистить душу от грехов и расположить ее к добру. Безусловно, такая душевная деятельность труднее, нежели лицемерное телесное пощение. Здесь человек находится в ежеминутном соприкосновении с своей совестью. Совесть постоянно напоминает человеку о смирении, о сокрушении сердца. Она постоянно показывает нашему сознанию душу в ее неприглядных положениях. Когда больной человек видит осязательно язвы на своем теле, очевидно, в нем является глубокое горе. Он скроет эту язву и не будет ее выставлять напоказ, как услаждение своего самолюбия. Так и сознание духовного несовершенства есть первый шаг в стремлении его исправить.

 

Пост – величайшая духовная школа для человеческого духа. Пост – это духовный чернозем, на котором всегда и всюду вырастает богатая духовная нива, дающая человечеству величайшие духовные плоды.