Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

18 ИЮЛЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

 

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Около 1328 года родители отрока Варфоломея – так звали преподобного Сергия до монашеского пострига, переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария, незадолго до смерти, приняли монашество в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. Спустя непродолжительное время овдовевший старший брат Стефан также принял монашество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена в честь Пресвятой Троицы. Но, вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем Сергий. Вскоре в Радонежской пустыни собралось 12 иноков. Так возник монастырь, превратившийся в Великую лавру. Между насельниками было совершенное равенство, но духовно преподобный Сергий был выше всех, и сравняться с ним никто - ни в те, ни в последующие годы - не мог. Со временем к ним пришел игумен Митрофан, который постригал преподобного Сергия в иночество, и стал у них настоятелем. Когда же он умер, то по общему желанию братии, желавшей иметь игуменом Сергия, и против своей воли, преподобный пошел в Переяславль-Залесский к епископу Волынскому Афанасию, замещавшему тогда митрополита Алексия, который уехал в Константинополь, и просил его назначить настоятеля для монастыря. Но епископ рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха и поставил игуменом его самого. В своем слове к новопоставленному настоятелю он завещал ему помнить слова апостола: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим 15:1).

Преподобный в своем игуменстве заповедал братии дела милосердия - нищелюбие, страннолюбие, уход за больными, обещав, что обитель будет стоять, пока эта заповедь будет исполняться. К тому времени провели мимо обители большую дорогу - и гостеприимство ее усилилось. Путники, застрявшие в зимнюю непогоду, подолгу жили в ней на полном ее иждивении. Всячески уклонялся преподобный Сергий от славы человеческой, но слава о его добродетели уже была далеко за пределами Радонежских лесов.

Митрополит Алексий, опасаясь, что по кончине егонаступит церковная смута, желал видеть своим преемником преподобного Сергия, но смиренный подвижник твердо отказался, говоря: «От юности моей не был я златоносцем». Инок понял инока, и святитель уступил, предоставив дело это воле Божией. А по кончине его (1378 г.) смута действительно настала и окончилась лишь со вступлением на всероссийский митрополичий престол святителя Киприана (1390-1406 гг). В 1380 г., перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым нашествием на Русь, великий князь Димитрий Иоаннович посетил Троицкий монастырь, чтобы помолиться и принять благословение игумена. Преподобный осенил его крестом, окропил его и сподвижников святой водой и предрек ему победу. По просьбе князя Сергий Радонежский послал с ним в поход двух иноков, бывших в миру боярами: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. А после победы, во исполнение обета, данного им перед походом, великий князь с помощью преподобного Сергия воздвиг на реке Дубенке монастырь в честь Успения Божией Матери.За шесть месяцев до своей кончины преподобный Сергий поставил настоятелем молодого еще, но уже духовно опытного ученика своего Никона, а сам ушел в затвор, готовясь к кончине. В сентябре он заболел и, наставив братию в последний раз, мирно скончался 25 сентября 1392 года. Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован. Вцелом, подвижнический опыт преподобного Сергия Радонежского, поведанный его Житием, свидетельствует, что на рубеже XIV-XV веков перед православной религиознофилософской мыслью уже в полной мере вставала задача освоения опыта Предания христианской Церкви во всем его многообразии. Немаловажное значение имеет и то, что преподобный Сергий Радонежский стал одним из тех, кто придал византийскому христианству уже национальное звучание, преобразив его в поистине народную религию.

Истинное смирение и всецелая преданность воле Божией привлекала и продолжает привлекать к нему тысячи людей, которые видят в нем своего духовного отца и молитвенного предстателя. Значение преподобного Сергия для всего православного мира трудно переоценить. Пример его жизни, монашеский подвиг и служение миротворца среди враждующих князей, особенно важен и актуален для современности, когда в нашей старне не прекращается междоусобная брань и проливается кровь православных христиан.