Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

«ПОКАЯНИЕ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ...»

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» – это песнопение, которым в богослужебной жизни Церкви начинается период пения Постной Триоди. Его без преувеличения можно назвать гимном Великого Поста. В литургическом и святоотеческом наследии рассуждения о посте всегда неотделимы от учения о покаянии, также, как и покаяние всегда сопряжено с воздержанием в пище. Если обратится к истокам этой взаимности двух важнейших христианских добродетелей, то можно увидеть, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение, постились цари и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние в соделанных грехах и через воздержание явить Богу свою любовь.

Сам Господь наш Иисус Христос, для примера нам, сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4;14), одолев все искушения врага. «Пост есть оружие, уготованное Богом, — пишет преподобный Исаак Сирин, — Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?». Великий пост готовит каждого христианина к Страстной седмице и пасхальной встрече со Христом. Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая душу и тело, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную Весть, – преображающую, исцеляющую и воскрешающую, – которую приносит нам Господь Иисус Христос.

Любой полноценный христианский пост двухсоставный по своей сути. Его можно условно разделить на физический и духовный. Физический пост –

это не только переход на постную пищу, но и воздержание. И, пожалуй, последнее является главным. Ведь можно формально поститься, перейти на постную пищу даже самого примитивного вида и одновременно буквально объедаться ею. Подобное отношение к посту ничего общего не имеет с действительным постом и представляет собой его извращенное понимание. Безусловно, важнейшей частью христианского поста и его основой является пост духовный – молитвенное устремление к Богу. Поэтому пост неразрывно связан с усиленной молитвой, со стремлением к Богообщению. Духовный пост – это сознательное и волевое устремление к добру в любой его форме, стремление активно проявить свою любовь и доброжелательное отношение к ближним, помочь им в их нуждах, проявить заботу, внимание, пойти по пути добротворения. Духовный пост – это ограничение своего эгоизма и замена его подлинно человеческим отношением к людям и подобное отношение должно быть не искусственно вымученным, а вытекать из чистого сердца, из сознания собственного недостоинства и своей греховности.

Духовный пост - это путь духовного самоуглубления, честного анализа самого себя перед лицом Божиим, смиренного осознания своей греховности, ее истоков и путей, покаяние и примирение с Богом. Духовный пост – это путь сокрушения и покаяния, путь духовной неудовлетворенности собой, из которой должно родиться стремление преодоления земной ограниченности и совершиться переход в царство духовной свободы, обретенной в Боге. Соблюдая пост, каждому христианину также необходимо помнить слова Спасителя: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобы явиться пред людьми постящимися» (Мф. 6:16). Ветхозаветные лицемеры соблюдали правила поста и говения только напоказ людям, а не для Бога. Они хотели, чтобы другие их считали постниками, праведниками и богоугодниками, чтобы это поднимало их авторитет, а словам придавало значимость. Такое расположение души не является постом, наоборот – это идеальная диета для гордости.

В современном богослужебном календаре Православной Церкви Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы (первые сорок дней) и Старстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой). Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.

Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого в народе «чистым». Не считая Вербного воскресения, во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Седмичное богослужение отличается тем, что, во все продолжение Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, великопостные часы и вечерня, а вечером, вместо вечерни, совершается великое повечерие.

Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг), вечером, в православных храмах читается Великий канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Творец Великого покаянного канона святитель Андрей Критский навсегда вошел в церковную историю не только как архиепископ города Гортины на Крите, но и как глубокий богослов, замечательный песнописец и одаренный гимнограф. Не будет преувеличением сказать, что святитель Андрей стоял у истоков церковного песнотворчества, поскольку его богословская поэзия заложила тот фундамент, на котором уже в VIII и IX веках создавались песнопения седмичного и годичного богослужебного круга Церкви.

Канон святителя Андрея Критского представляет собой широкую историческую панораму, в которой раскрывается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично. Святитель не только изображает в своем творении процесс обращения грешника к Богу, но и пробуждает у слушателей покаянные чувства. Обращаясь к их совести и душевному сознанию, великий святитель с силою Духа то обличает грешную душу в ее беззакониях, то неотразимо влечет ее ко Христу, представляя ей множество примеров покаяния из Библии. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения — от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть — восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехах праотцев, он их переживает, словно свои собственные. Канон написан более тысячи лет назад, на другом языке, для другого народа, но это абсолютно личностный канон, который дает ощущение каждому, что «я делаю это же сравнение и иду по следам святителя Андрея Критского». Его строки помогают нам сделать исследование своей души. Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Великий канон живо и ярко отражает покаянное настроение его автора. Мысленному взору свт. Андрея Критского открывалось зрелище его личных и общечеловеческих грехов, о которых он сокрушался плачем дышавшим верою в совершенное помилование от Христа Спасителя. Через весь канон, словно рефрен, проходит одна мысль, повторяющаяся во всех песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен».

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно – читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над иконоборческой ересью, осужденной Седьмым Вселенским собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846 гг). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста 843 года и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. Чин Торжества Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресения, наряду с сокрушением о греховном состоянии человека, восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению. Православное учение о посте с особенной глубиной раскрывается в воспоминании, во вторую седмицу, святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца (XIV в.). Святитель Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Церковная служба в честь святого Григория Паламы и его житие составлены Филофеем, патриархом Константинопольским (XIV в.), а канон – патриархом Геннадием Схоларием (XV в.).

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. Начиная со среды Крестопоклонной седмицы, на литургиях Преждеосвященных Даров, до Великой среды, произносятся особые прошении ектении о готовящихся к просвещению (Крещению).

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица райская» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице добродетелей, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

В четверг пятой седмицы, на утрени, читают весь Великий канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской (V – VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение еще называется «Мариино (или реже: Андреево) стояние». В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (638 – 644 гг.). В четверг, ради чтения Великого канона, совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII веке. Этот акафист был составлен в том же веке на основе еще более древних кондаков в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Богородицы.

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую. В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы, раскрывается евангельская притча о богаче и Лазаре. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием.

В субботу шестой седмицы Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом праведного Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Воскрешением Лазаря Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех христиан в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня в Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Вход Господень в Иерусалим еще называется Неделей ваий (ветвей) или Неделей цветоносной, а в просторечии также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами. Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на общецерковное празднование этого события датируется III веком и принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому (+ 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов IV века оставили свои поучения на этот праздник. В VII – IX веках такие известные церковные гимнографы, как Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим. В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.