Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

«Апостол, избранный не человеками и не через человека»

(Послание апостола Павла к Галатам 1;1)

Такими словами оправдывает свое апостольское достоинство апостол Павел. Церковное Предание усвояет ему звание «апостола народов» (или языков). Здесь термин «народы» (слав, «языки») не следует понимать как «самостоятельные национальные группы»; в соответствии с еврейским словоупотреблением, он выражает исключительно религиозную противоположность между иудеями и язычниками. Павел — человек, избранный для миссионерской деятельности среди язычников, — вот что понимается под этим! Он блестяще выполнил эту миссию и благодаря ему христианство из узконациональной религии иудейской общины превратилось в религию мировую.

Характер человека выковывается в процессе развития телесных и духовных сил, которыми он одарен при своем рождении, и зависит от окружения, в котором он вырос, и от воспитания, которое он получил. Эта закономерность также особенно заметна и в жизни апостола Павла. Из брошенного мимоходом замечания в Деяниях святых Апостолов мы узнаем, что он родом из Тарса (Деян.9,11). Сам Павел в посланиях ни разу не называет своего родного города. И все же этот город оказал на него заметное влияние.

Тарс был столицей Киликии, страны, расположенной вдоль юго-восточного побережья Малой Азии. Этот город имел стратегически выгодное положение: здесь сходились дороги, ведущие в Каппадокию, образуя последнюю большую остановку на пути войск в сирийскую столицу—Антиохию. Своим благосостоянием город был обязан прежде всего реке Киднос, связывавшей его с морем и позволившей соорудить морскую гавань. Благодаря этому он вступил в оживленные торговые сношения с Кипром, с другими городами Малой Азии, Финикией, Египтом и с Западом. Вероятно, Тарс был основан еще хеттами, а позднее его захватывали ассирийцы, персы, греки и римляне поочередно, друг за другом. Таким образом, он стал своеобразным тиглем для переплавки самых разных культур, религий, обычаев и социальных классов. Но он прославился не только как важный торговый город, но и как культурный центр. Целый ряд философов ведет свое происхождение из Тарса, среди них—Афинодор, друг и учитель императора Августа. По численности населения и по своему непосредственному значению город не мог сравниться с великими мировыми центрами, такими как Рим или Коринф, Ефес или Александрия в Египте. Но он гордился тем, что его высшие школы посещали преимущественно местные жители, тогда как университеты Афин или Александрии были в основном заполнены иностранными учащимися.

В Деяниях святых Апостолов Лука передает нам короткий разговор, состоявшийся между Павлом и римским тысяченачальником Клавдием Лисием, который арестовал Апостола в Иерусалиме и таким образом защитил его от ярости иудеев. В разговоре Павел называет место своего рождения «небезызвестным городом» (Деян.21,39), и этим он правильно определил значение своего города для того времени.

Как гражданин Тарса, Павел обладает определенными правами, а кроме того, он унаследовал от своего отца права гражданина Римской империи. Таким образом, он обладает всеми гражданскими правами. Он мог быть избран в городское народное собрание, пользоваться особой защитой при судебных процессах и даже апеллировать к римскому императору. Позднее он, будучи в узах, воспользуется этим правом. Иудеи в Тарсе не были только терпимыми чужестранцами, они занимали привилегированное положение. Родители Павла, вероятно, принадлежали к прослойке зажиточных торговцев, иначе им было бы трудно получить гражданские права.

Род апостола Павла происходит из колена Вениаминова. В восьмой день после рождения он был обрезан и получил имя знаменитого царя из этого же колена—Саул (эллинизированное еврейское имя Шауль). Этим еврейским именем Павел, конечно, никогда не пользовался. Его полного римского имени, которое он носил официально как римский гражданин, мы тоже не знаем; до нас дошло лишь имя Паулус (Малый), которым он себя постоянно называет.

Для проповеди Евангелия язычникам апостол Павел предпринимает длительные и многотрудные путешествия. Как правило, он путешествовал пешком; только однажды, когда тысяченачальник отправляет Павла из Иерусалима в Кесарию, к наместнику Антонию Феликсу, апостол путешествует верхом (Деян.23,24). Он часто плавал на корабле, однако, по-видимому, предпочитал путешествовать по суше, а не по воде, что не удивительно для человека, пережившего множество кораблекрушений. Средства к жизни Павел зарабатывал своим ремеслом. Поддержкой общины он пользовался очень редко, чтобы сохранить свою независимость. Занятие ремеслом давало ему возможность завязать в чужом городе знакомства. Таким образом он познакомился с супругами Акилой и Прискиллой, предоставившими ему работу и жилье.

Как правило, Павел благовествует в синагоге. Это дает ему возможность сблизиться с теми язычниками, которые симпатизируют иудаизму. Если же ему мешают войти в синагогу, он проповедует там, где для этого есть возможность. В Коринфе он проповедует в частном доме некоего Тита Иуста, живущего рядом с синагогой. В Ефесе, где Павел живет два года, он арендует училище ритора Тиранна. В Афинах он проповедует прямо на рыночной площади, а иногда беседует с теми, кто встречается ему на пути. Даже в своих узах он не оставляет благовестия. Так, из Рима он пишет филиппийцам (1,12), что его положение не только не мешает благовествованию, но даже напротив – способствует распространению Евангелия, ибо часовые из числа кесаревых воинов-преторианцев, а через них и другие, узнали о его узах. Вообще, необходимо заметить, что письма апостола Павла играли крайне важную роль в его проповеди. Эти письма апостол адресовывал общинам, которые были созданны его трудами и нуждались в наставлении. Благодаря старанию древних христиан тексты посланий апостола дошли до наших дней и составляют самый объемный раздел новозаветных писаний.

Написание письма в ту эпоху было трудоемким процессом. Писали на листах папируса, которые хотя и были выглажены, но всегда имели необработанные места, а потому их надо было шлифовать пемзой. Трость для письма заострялась ножом; чернила изготавливались из сажи, а пока написанное не высохло, его можно было при необходимости стереть губкой. Если длинное письмо на одном листе не умещалось – тогда приходилось склеивать несколько листов. Готовое письмо скатывали в трубку, клали в футляр, зашнуровывали и запечатывали. Краткие сообщения писали иногда грифелем на деревянной доске, покрытой черным воском; несколько досок скреплялось проволочными шарнирами, и таким образом получалась своего рода книга.

Не все послания, написанные апостолом Павлом, дошли до нас. Также, к сожалению, не сохранилось ни одного оригинала. Во многом это объясняется тем, что, по желанию апостола, их передавали из рук в руки, обмениваясь ими внутри общин: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы»,—пишет он Колоссянам (4,16).

Едва ли найдется значительная для каждого человека тема, которую апостол Павел не прокомментировал бы в своих посланиях. Однако у него это происходит не по определенной системе, ибо он человек практический. Его послания—это писания на данный, конкретный случай; они обусловлены временем и ситуацией. Повод для их написания— устранение неустройств, поучение, назидание и напоминание, борьба против пагубных заблуждений и влияний. Поэтому мы находим относительно немного указаний на события его жизни.

В Послании к Филимону, зажиточному христианину из малоазиатского города Колоссы, Павел называет себя «старцем». Поскольку он написал это Послание во время своего первого пребывания в римских узах (около 61-63 годов), то можно сделать заключение, что апостол, вероятно, родился в первые годы христианского летосчисления. Если Павел и сообщает факты из своей жизни, то не из тщеславного самолюбования, а потому, что его к этому вынуждают: его оскорбили и оклеветали—он вынужден защищаться. Так от него самого мы узнаем о его происхождении.

Потрясающую картину своей последующей жизни апостол рисует во втором послании к общине Коринфа. Тамошние оппоненты вынудили его на это признание. Они упрекали его в том, что хотя он мужествен в своих посланиях, но на самом деле слаб и нерешителен. В оправдание Павел приводит перечень своих страданий, а не успехов. Вот его собственные слова: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской', много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах» (2 Кор. 11,23-28). Так выглядят будни апостола, зарабатывающего к тому же свой хлеб насущный тяжелым физическим трудом. Вот и все, что он сообщает о своей жизни. К этому присоединяются упоминания о его путевых планах, о сопровождающих его лицах; также мы узнаем о его друзьях, которым он передает приветы, но все это лишь случайно отмечается им при написании посланий. Некоторые указания и намеки, адресованные только получателю для чтения «между строк», нам теперь уже непонятны и мы не знаем повода к ним. Однако, это все показывает, что послания апостола были деловыми письмами. Павел пишет не ученые трактаты в форме писем, у него нет никакого писательского честолюбия. Он не систематически развивает намеченную тему; он выбирает то, что значимо для насущной цели.

Последнее дошедшее до нас послание апостола Павла, было написано им в тюрьме. Апостол в кандалах и ожидает своей казни. И тогда он еще раз пишет своему любимому ученику Тимофею. Павел познакомился с ним во время своего второго миссионерского путешествия и взял с собою в качестве помощника. В третьем путешествии Тимофей был также спутником Павла и получил от него важные задания. И вот апостол хочет видеть его еще раз перед смертью. Брошенный в темницу, Павел тяжело переносит свое одиночество; друзья и сотрудники рассеяны по всему миру. Некоторых он сам послал с заданиями, кто-то покинул его в беде и оставил свое дело. «Один Лука со мною»,—пишет апостол (2 Тим.4,10).

Необходимо заметить, что Лука – один из самых верных спутников Павла. Он навещал его во время первых уз в Риме. В Посланиях к общине Колоссян и к находящемуся там Филимону апостол передает привет от Луки. Он называет его «врачом возлюбленным». По древнему преданию, Лука был родом из Антиохии в Сирии; вероятно, здесь он впервые повстречался с апостолом. Лука и для нас не неизвестен; его имя нам хорошо знакомо, ибо он—автор третьего Евангелия и Деяний святых Апостолов. То, что он сообщает в них, имеет огромную ценность для понимания Павловых посланий. Ибо в своих письмах Павел, как мы видели, говорил о себе лишь при случае. А Лука, в качестве его спутника, в путешествиях вел записи о миссионерских трудах и, может быть, даже дневник. Эти записи он использовал впоследствии при составлении той книги, в которой хотел описать победоносное шествие Евангелия из Иерусалима в Рим. Случилось так, что произведение, задуманное как «Деяния святых Апостолов», стало книгой о Павле.

Согласно Церковной истории Евсевия Кесарийского, апостол Павел перенёс много страданий и был, как римский гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при императоре Нероне. Возможно, это произошло в 64 году, однако обстоятельства написания послания к Титу позволяют отнести его смерть к более позднему времени — к 67 или даже 68 году, то есть после четвёртого апостольского путешествия.

На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.