Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...»

 

 

Рождество Христово – событие, которое разделило человеческую историю на периоды «до» и «после», произошло в царствование Римского императора Октавиана Августа в городе Вифлеем. Своим указом он повелел сделать перепись по империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам; каждое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. Поэтому, в известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек и Спаситель мира.

Первым, о рождении Спасителя в пещере, упоминал живший во II веке святой Иустин Мученик, а во времена Оригена (III в.) эта пещера была уже общеизвестной. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк и епископ Евсевий Кесарийский. Как известно из евангельского повествования, первыми весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие ночью у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2;10–11). Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастухам, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам – мудрецам с восточных стран. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред Спасителем мира. Предание о том, что они были царями, известно по крайней мере уже со II или III века. Тертуллиан называет их «почти царями». Предание сохранило их имена: Каспар, Валтасар, Мельхиор. Узнав об их приходе, жестокий и подозрительный тиран Ирод решил избавиться от возможного соперника. Вначале он узнал от иудейских книжников о месте, где должен родиться Мессия. Затем, призвав волхвов, послал их в Вифлеем, попросив их разузнать все о Младенце, якобы для того, чтобы поклониться Ему. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. С радостью они поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Ему дары — золото как Царю, ладан — как Богу, и смирну — как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Получив откровение не возвращаться к Ироду, волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. На Западе они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.

В Рождестве христиане празднуют тайну пришествия Бога во плоти как обетование и гарантию того, что еще ожидают: что Бог будет во всем человечестве и что человечество станет Богом. В Иисусе Творец стал тварью, Вечный стал смертным, Всесильный стал бессильным – для того, чтобы человек мог стать Сыном Божьим. Это тот «чудесный обмен», которым отцы Церкви пытались объяснить своим современникам событие, которое, если и не изменило хода истории, то наделило историю смыслом. Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, и был известен под именем Богоявления. День Рождества Христова был впервые отделен от празднования Богоявления Римской Церковью в первой половине IV века (при папе Юлии) и перенесен на 25 декабря. Необходимость такого отделения была продиктована популярностью языческого культа «Sol Invictus» (Солнца Непобедимого). Этот культ, христианская часть жителей империи, стремилась вытеснить празднованием Рождества Христа. Восточная Церковь, примерно, на 50 лет позже Западной также приняла раздельное празднование Рождества и Богоявления. Впервые такое празднование в Константинополе совершилось в 377 году, по указанию императора Аркадия, который ссылался на обычай Римской Церкви. Немалую роль в дальнейшем укоренении этой традиции сыграл также авторитет святителя Иоанна Златоуста, который был в то время архиепископом Константинополя. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря (по старому стилю) постепенно распространился по всему православному Востоку. Необходимо заметить, что в некоторых церквах, например, в Армянской Апостольской Церкви до сих пор существует единый праздник Рождества и Богоявления.

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел – как исполнение пророчеств Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1: 3). Вцелом, иконография Рождества Христова сложилась к VII столетию. После периода иконоборчества этот сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет, особенно начиная с VIII века, дополняться изображением ангелов славословящих Господа или сценой благовещения пастухам, а также сценами путешествия и поклонения волхвов.

НА РУСИ ОБРАЗЫ РОЖДЕСТВА

были чрезвычайно распространенными. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI–XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. Обозревая монументальные ансамбли следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего, Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери. Эти сюжеты находились друг напротив друга, например, на южной и северной стенах храма. Такое символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти, для жизни на небесах, подчеркивалось схожими иконографическими мотивами: в Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Пречистой Матери. Также особое распространение на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. Иконография Собора Богоматери сложилась постепенно, на основе собственно иконографии Рождества, с изменениями под влиянием текста рождественской стихиры: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву…».

В завершении — несколько слов о двух песнопениях праздника. Тропарь, или основной праздничный гимн Рождества, мог быть создан уже в IV веке. Приведем его церковно-славянский текст:

«Рождество Твое, Христе Боже наш,

возсия мирови свет разума,

в нем бо звездам служащии

звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу правды,

и Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!»

Этот гимн говорит о богопознании, пути к которому могут, по промыслу Божию, могут пролегать везде — в том числе, и через внешнее, мирское знание, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Христа как на Источник жизни и света — с одной стороны, чистоты и праведности — с другой.

Следующий за тропарем кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» был написан святым Романом Сладкопевцем в 10-е или 20-е годы VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса и подвергался насмешкам своих собратий по церковному хору. Однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой о даровании ему способностей к пению. После молитвы он задремал. Во сне ему явилась Дева Мария и повелела ему съесть свиток, который Она держала в руке. Проснувшись, святой Роман неожиданно для всех вышел на середину храма и стал вдохновенно петь сочиненный им кондак «Дева днесь», который и до сих пор считается одной из вершин церковной поэзии:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает,

и земля вертеп Неприступному приносит;

Ангели с пастырьми славословят,

волсви же со звездою путешествуют,

нас бо ради родися Отроча младо,

превечный Бог».

Парадоксальное соединение земного и небесного, материального и сверхсущностного, человеческого и божественного — вот сама суть христианства. Невидимый и непостижимый Бог воплотился и стал Человеком — вот, что значит день Его Рождения, который сегодня все христиане радостно и светло празднуют.