Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

О празднике Сретения Господнего. «Встреча Бога с человечеством»

Сретение - последний из зимних праздников перед Великим Постом. Само слово «Сретение» в переводе с церковнославянского языка означает «встреча».

В древней Иудее, по закону Моисееву, все еврейские родители должны были приносить своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта - освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они. И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле…» (Исх.13:2,3).

Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных (См. Лк. 2:22-39). В это время в Иерусалиме жил старец по имени Симеон. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. По преданию, он жил около 300 лет. И вот в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, он взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, - свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Родившегося Господа Симеон называет «светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и «славою для народа своего», то есть Израиля. Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете – это христианская Церковь. Тут же, в храме, была благочестивая вдова, Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю мессии. Это евангельское событие и отмечается Церковью 15 февр. н. ст.

История праздника

Древние богослужебные источ¬ники свидетельствуют, что из неко¬его «синтетического» праздника, который греки называли Тэофания, или Епифания (Богоявление, или Явление [Божественной силы]), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение (Встреча) в Иерусалимском храме. В настоящее время эти торжества воспринимаются нами как отдельные по смыслу богослужебные воспоминания. Но в древности Тэофанию (Епифанию) праздновали сорок дней (как мы сейчас празднуем Пасху), а своеобразным «отда¬нием» праздников рождественского цикла был праздник Сретения Господня.

Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом труде «Паломничество ко Святым местам» принадлежащем перу любознательной западной паломницы Этерии (в старой литературе – Сильвия Аквитанка). Этот ценнейший памятник, датируемый концом IV в., – один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка, но именует его просто «сороковым днем от Эпифании (Богоявления)».

В Константинополе этот праздник был введен в VI веке при Юстиниане и Юстине (2). Отсюда он в VII веке переходит в Рим. Введенный в Иерусалиме около 450 года обычай носить зажженные свечи во время литургии Сретения сохраняется на Западе до сих пор, отсюда возникло западное название праздника - «Светлая обедня».

Смысл праздника

Историческая цель и догматический смысл праздников рождественского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подробностях знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в том, «чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью». Ибо здесь сосредотачивается все таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в нем [воплощении] Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества.

Так, например, протоиерей Николай Попов пишет: «Прошло сорок дней с тех пор, как «нас ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Совершился также ряд событий, связанных с этим чудным рождением: небесный вестник провозгласил скромным пастырям о рождении Богомладенца, и поля Вифлеемские, слышавшие вдохновенный голос Давида, который некогда пас здесь стада и слагал свои песни, огласились хором воинства небесного.

Наставленные Ангелом пастухи уже отыскали и вертеп, и ясли, и Младенца повита, и юную Матерь. Они поведали о «великой радости, которая будет всем людям». Смиренная Дева-Богородица «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (см. Лк. 2:19). Она запоминала эти необыкновенные известия, сравнивая их с тем, что слышала от Архангела в день Благовещения. Ее чистое сердце получало радостную уверенность, что совершается великая тайна спасения людей, наступает тот момент, когда не только это бедное семейство и простецы-пастухи, но весь род человеческий радостно провозгласит: «С нами Бог!».

Однако «сень законная» предъявляла свои требования. Над Младенцем необходимо было совершить ряд обрядов, и Господь выполняет «всякую правду» ветхого закона: в восьмой день Младенца обрезывают и дают Ему имя Иисус. В сороковой день предстоял другой обряд: посвящение Его, как первородного, Господу».

Праздник Сретения Господня есть один из величественных моментов в истории спасения людей. Это событие отмечает границу между Ветхим и Новым Заветами. Настало, наконец, время, когда Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями должен уйти, уступив место новозаветным свершениям. Однако, в лице праведного Симеона, уходя, Ветхий Завет познает свое назначение - смысл своего томительного бытия у закрытых врат рая. И в Боговдохновенном «Ныне отпущаеши» исповедует радость по поводу окончания времени ожидания.

Богослужение Сретения

Церковно-Богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном нам в Евангелии событии (см Лк. 2:22-39).

Церковь в этот праздник хвалебно прославляет Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца - Сына для представления Богу Отцу.

Песнопения в день Сретения составлены святыми Константинопольскими Патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, Архиеп. Критским, святым Косьмою Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

Поименованные авторы, на основе истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. Составленные ими стихиры объясняют причины очищения Пречистой Девы-Матери по законному обычаю и, сравнительно с Евангелием, пространнее излагают пророческие слова Симеона Богоприимца о кресте Христовом.

Подготовил чтец парафии прп. Сергия Радонежского Вадим Дымов.

По материалам сайта azbyka.ru