Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Прощеное воскресение

 

 

Прощеное воскресение – последний день перед Великим постом, в который Церковь вспоминает «первородный грех» человечества, Адамово изгнание из рая. В этот день все православне христиане просят друг у друга прощения для того, чтобы приступить к Великому посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.

Чин прощения

В Прощеное воскресенье, после вечерни, во всех православных храмах священнослужители от имени верующих читают особую молитву - о том, чтобы Господь помог людям достойно выдержать пост. Совершается так называемый чин прощения. Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас грешных». Священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения. Далее принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: «Бог простит». В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи - «Воскресения день», оканчивающееся словами - «простим вся воскресением», - напоминая о том, что пост - это путь к Пасхе, которая уже близко.

Происхождение чина

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились до Пасхи по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно - кто-то был растерзан дикими зверями, другие умирали в безжизненной пустыне.

Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные и невольные обиды, как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения, чтобы примириться со всеми и, благодаря этому, - с Самим Богом.  К тому же, не простив ближнему, не возможно произнести слова Господней молитвы – этого насущного монашеского правила. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

Что такое настоящее прощение?

За Божественной Литургией Евангельское чтение говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).

По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Простить — это значит все то горькое, что случается по вине других людей, принимать как из руки Божией, как горькое лекарство, которое дано для  исцеления и вразумления. Это нужно для того, чтобы чему-то научиться, или наоборот, отучиться от того, что не полезно.

Простить обидчиков — это значит не испытывать к ним ненависти или неприязни за то, что через них произошло с нами. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды, злоба и недоброжелательность к ближним».

Само Евангелие требует милости прежде жертвы, прощения прежде постного подвига: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой... « (Мф. 5:23-24).

 

Подготовил чтец храма прп. Сергия Радонежского Александр Попиль.