Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Благовещение – начало спасения рода человеческого!

 

 

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинство явление…»

В этих словах праздничного тропаря раскрывается глубокий смысл события ставшего началом спасения человеческого рода. Ап. Лука, подробно описывает это в Евангелии (см. Лк 1:26-38). Живя в святости и чистоте, Дева Мария была покорна Богу. Ветхозаветный закон обязывал женщин к замужеству для рождения детей. Через это рождение ожидался приход Мессии. Дева Мария еще с младенчества была посвящена Богу и дала обет девства. Возникла проблема - как соблюсти данный Богу обет и не нарушить закон. Первосвященник, зная об этом обете, чтобы помочь Ей, формально обручил Ее престарелому родственнику, известному праведной жизнью - Иосифу, который являлся потомком царя Давида. Иосиф, опекая Ее девство, принял Пречистую в свой дом. Проводя жизнь тихую и богоугодную Мария явила Свою преданность Богу, что и послужило началом этого дивного евангельского события, которое мы ныне называем – «Благовещение».

Дивное явление

К Пречистой Деве Марии, которая уже была обручена праведному старцу, явился Архангел Гавриил (см. Лк 1:26-38). Как учат святые отцы, Она нимало не испугалась, а была лишь немного удивлена тому приветствию, которое услышала от Ангела Божия: Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28),- Она же размышляла над тем, - «чтобы это значило» (см. Лк 1:29). Ранее Архангел произнёс подобное благовестие священнику Захарии, о рождении Предтечи (см. Лук.1:36-37). И это откровение Захария не смог вместить в себя, рассуждая по человечески: «…по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1:18), и вразумлен был за своё маловерие (см. Лк. 1:19-20).

Какова же реакция Девы Марии, понимавшей, что рождение связано с нарушением обета, и Иосиф по закону должен побить Ее камнями?! Она спрашивает: «…как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). В этих словах видно не сомнение, но желание осознано участвовать в сем таинстве. Гавриил успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына - без участия мужа (см.Лк. 1:35).

Великая Тайна

Итак, мы подошли к раскрытию великой тайны спасения человечества - родиться не просто человек, а Богочеловек. Но для того, чтобы это произошло необходимо участие самого человека, - Девы, дающей возможность Богу Слову стать Плотью (см. Ин.1:14). От Ее согласия зависело спасение всех. Проникнутая величайшим доверием к Своему Творцу, Мария отвечала: «…се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Святые отцы о тайне Благовещения

Свт. Григорий Палама говорит: «Воплощение было невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как и без творческой воли Божией. В день Благовещения мы созерцаем в Богородице Деву, Которая всем сердцем, умом, душою, и Своей крепостью сумела доверится Богу до конца» (см. Мф 22:37). «Ты – венец девства, ты – Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева»! – гласит заключительное слово III Вселенского Собора.

Возникновение Праздника

Установление этого праздника принадлежит глубокой древности. Свт. Афанасий Великий, в 4-м веке называл его «первым в ряду праздников», известны так же и другие названия этого праздника у древних христиан: «Благовещение о Христе», «Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии», и только в 7-м веке ему было усвоено наименование «Благовещения Пресвятой Богородицы».

Богослужебные особенности

Само богослужение праздника представляет собой более глубокое толкование диалога Архангела Гавриила с Девой Марией, - в стихирах и паремиях приводятся ветхозаветные прообразы этого события. Особенно умиляет своей красотой и содержанием канон Благовещения, составленный в 8-м веке прп. Иоанном. В этом каноне удивительно переплетены образы и события Ветхого и Нового Заветов.

Значение этого праздника настолько велико, что в сложившейся богослужебной практике, если Благовещение совпадает с Пасхой, то не переносится, но совершается вместе. А все потому, что идея праздников одна - спасение человечества.