Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

О чуде схождения благодатного огня

Это событие происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения или Гроба Господня, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Иисус, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Христа Воскресшего.

Гроб Господень

Гроб Господень находится в пещере, некогда принадлежавшей благочестивому жителю Иерусалима Иосифу Аримофейскому: «Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен» (Лук.23:50-53). В этой пещере и было погребено тело Христа после распятия. Здесь, на третий день произошло Воскресение!

Святой Город

Члены первой христианской общины всегда особенно чтили это место, которое в те времена было вне города. В 70 г. Иерусалим был разрушен римскими войсками. Город начал восстанавливаться только в 136 г., при императоре Адриане, который хотел похоронить память о Христе, приказав построить на месте Воскресения храм Юпитеру, а на Голгофе - храм Венеры. При императоре Константине Великом все изменилось. Константин пожелал построить над Гробом Господним храм истинного Бога.

Первые свидетели

Современник Константина историк Евсевий Памфил оставил подробное описание этого величественного сооружения. У него же, как раз и встречается одно из первых свидетельств о Благодатном огне. Он пишет, что однажды, при Патриархе Наркиссе, в конце II в., в одной лампадке не хватало масла и в нее подлили воду из источника. Во время Пасхальной службы эта лампада внезапно сама зажглась и горела всю ночь. В последующие века множество самых разных людей сообщали об этом чуде, - огне, сходящем в канун православной Пасхи на Гроб Господень.

Рассказы паломников

Одним из первых наших земляков, увидевших Благодатный огонь, был игумен Даниил, автор знаменитого «Хождение во Святую Землю» (XII ст.). Тогда было образовано  христианское Иерусалимское королевство, которое возглавлял король Балдвин, двоюродный брат предводителя первого крестового похода Готфрида Бульйонского. Вот как игумен описал это Небесное Чудо: «Когда минул девятый час, внезапно набежало облако с востока и стало над верхом храма. Пошел дождь и смочил нас хорошо. Вдруг воссиял свет в гробе святом. Вышло блистание страшное из гроба Господня. Подойдя, епископ с четырьмя диаконами взял свечу у князя того, у Балдвина, и с нею вошел в гроб. Затем зажег свечу князя, от которой и мы все зажгли свои свечи от этого святого света. Король Балдвин разрешил игумену Даниилу поставить на Гроб Господень лампаду «от всея Русской земли».

В прошлые века русские путешественники отмечали, что и турки-мусульмане верили в целебную силу Благодатного огня и, как христиане, разносили по своим домам. А коренные жители Иерусалима в канун Воскресения Христова скрывались в своих домах и плотно  запирали ставни, чтобы не слышать на улицах ликующих криков: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!

Под Турецким игом

Христианское Иерусалимское  королевство, просуществовало не долго. В 1187 г. Иерусалим оказался в руках мусульман. Мусульмане стали продавать «билеты» входящим в храм Воскресения в Великую субботу и искали повод вообще прекратить христианские праздники. Они тщательно осматривали пещеру Гроба Господня и запечатывали ее. Перед тем, как впустить в нее православного иерарха, его разоблачали и обыскивали.

В 1846 г. свидетелем чуда стал инок Парфений. Его рассказ изобилует интересными деталями: «Все духовенство скоро пошло в алтарь, с хоругвями; остался один митрополит Мелетий у дверей гроба. Турки его разоблачили, и сами начальники всего обыскали. Потом надев на него подризник и омофор и отворив Божий гроб, пустили вовнутрь. Прошло немного времени, как вдруг около Божия гроба воссиял свет. Вскоре свет показался из алтаря, и текли яко две огненные реки: одна от запада, от Божия гроба, другая - с востока, от алтаря. Какие тогда в храме были радость и ликование! Сами турки, магометане, пали на колена и кричали: «алла, алла»,- то есть, - боже, боже. И пошел народ со светом, и понесли его по всему Иерусалиму, каждый в свой дом и по всем монастырям».

Свидетельство истины

Чудо Благодатного огня – подтверждение истинности православного вероисповедания. Он  сходит только в тот день, когда православные готовятся к встрече Пасхи. Не смотря на то, что святыни в храме Воскресения распределены между четырьмя конфессиями (православные, католики, армяне, копты), право принимать Благодатный огонь принадлежит исключительно православному Патриарху.

В истории были случаи, когда представители других конфессий старались оспорить это право. Как только турецкая администрация укрепилась в городе, руководители армянской церкви убедили турок передать им право на получение и распределение Благодатного огня. Православные вместе с Патриархом были удалены с храма, и расположились недалеко от входа в храм, возле колонн.

То, что произошло потом, нельзя не назвать явным Божьим указанием на истинную веру. Пока армяне ждали чуда, раздался громовой удар, и мраморная колонна, у которой стоял православный Патриарх, треснула, и из нее показался огонь. Трещину, обожженную огнем, с соответствующей надписью можно увидеть на этой колонне и сейчас.

Католики официально в церемонии получения Благодатного огня не участвуют, притом, что множество католиков ежегодно присутствуют в храме и вместе со всеми зажигают свечи у православного Патриарха. Католическая церковь предпочитает умалчивать об этом чуде.

Чудесная сила огня

Благодатный огонь не только чудесным образом сходит в канун Православной Пасхи, но и обладает необычными свойствами. Он теплый. Люди им «умываются», водят по шее, рукам, не обжигаются и ни один волосок не опаляется. Через 15 минут огонь становиться обычным.

После такого «умывания огнем» люди нередко излечиваются от недугов, боли уходят. Одна из сестер русского монастыря рассказывала, что когда первый раз приехала в Иерусалим на Пасху, очень болели руки скрученные ревматизмом. Она «обожгла» огнем себя и с радостью дошла до миссии, не ощущая никаких болей.

Библия и Святые Отцы о Благодатном огне

Евангелист Лука рассказывает, как после жен-мироносиц к пустому Гробу Иисуса прибежал апостол Петр и «увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лк. 24:12).

Учителя Церкви, давая толкования евангельским словам, сообщают, что Петр увидел во Гробе свет. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Петр, бежав, припал ко Гробу, и, видя в нем свет, ужасался». Святитель Григорий Нисский говорит, что Петр, придя к пещере, увидел, что «исполнен был Гроб света». Небесный свет осиял Гроб Господень, который для апостолов был знамением Воскресения. С тех пор Благодатный свет сходит на смертное ложе Спасителя, уверяя всех нас, что Христос Воистину Воскрес.

Подготовил протоиерей Сергий Головакин