Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

День рождения Церкви Христовой

Пятидесятница – День Святой Троицы, который еще называют Днем Рождения Церкви, издавна празднуется Христианской Церковью. Это один из двенадцати великих праздников, в котором Церковь вспоминает и прославляет сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (см. Деян. 2: 1-4). Дух Святой в день Пятидесятницы, по обещанию Спасителя, явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати. Святой Дух дал апостолам способность и силу для проповеди учения Христова во всем мире и всем народам.  Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен. Именно в этот день все общество учеников стало единым телом Христовым. С этого времени Церковь стала расти через усвоение и присоединение к себе всех уверовавших и крестившихся во Христа.

История праздника – Апостольское происхождение

Достоверных известий о существовании праздника Пятидесятницы во II веке не сохранилось. Это может быть потому, что, попадая всегда на воскресенье, Пятидесятница не составляла заметного праздника, так как стояла в тесной связи с Пасхой и подразумевалась при ней. Замечание апостола Павла в Послании к коринфянам: «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» (1Кор. 16:8) и указание автора «Деяний святых апостолов», что тот же апостол спешил на Пятидесятницу в Иерусалим (см. Деян. 20:16), свидетельствуют, насколько чтил апостол этот праздник. Хотя здесь, скорее всего, еще имеется в виду еврейский праздник, а не христианская Пятидесятница.

Название Пятидесятницы этот праздник и получил от Ветхозаветной Церкви, совпадавший с днем Синайского законодательства. Но также праздник приходился и на 50-й день после Воскресения Христова - День Сошествия Святого Духа на апостолов, который есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. Таким образом, этот праздник был установлен самими апостолами.

В III веке Пятидесятница уже окружена обрядами и обычаями, невозможными без предварительного развития, и представляет собой общераспространенный праздник. В «Постановлениях Апостольских», — памятнике, относимом учеными к III-V векам, — говорится от лица апостолов: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), этот день да будет великим праздником; ибо в третий час этого дня Господь Иисус послал дар Святого Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу».

Святоотеческое предание о Празднике

С IV века свидетельства о Пятидесятнице как об особом празднике, становятся частыми и общими у церковных писателей. Правило о непозволительности поста и коленопреклонения во все дни от Пасхи до Троицы было утверждено I Вселенским собором в 325 году.  Святитель Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью, свт. Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день. Святым Василием Великим были составлены читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В период VI века св. Романом Сладкопевцем был составлен в честь праздника кондак и икосы. В VIII веке свв. Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским составлены каноны праздника.

Богослужение

От IV века до нас дошло подробное описание богослужения праздника в Иерусалимской церкви, которое осталось от одной западной паломницы. С VII века дошел до нас сам древнейший чин богослужения. В праздничном Евангелии VIII века, написанном золотыми буквами и найденном в Синайском монастыре, положено Евангелие в ряду всех двенадцати праздников (исключая недели Ваий) и на Пятидесятницу. С IX века восточная Церковь имеет полный чин богослужения на день Пятидесятницы в уставе Великой Константинопольской Церкви (св. Софии). Богослужение праздника по этому уставу одно из самых торжественных в году: оно имеет те же особенности, что богослужение Пасхи и Рождества Христова.

По уставу первый день Пятидесятницы, воскресенье, Церковь посвящает прославлению Пресвятой Троицы, и этот день в народе называется Троицыным днем; а второй, понедельник – в честь  Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, единосущного и единославного Отцу и Сыну, и  называется Духовым днем. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает христианам, чтобы они воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» - «Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную». В эти дни принято украшать храм и дома зеленью. А во время богослужения стоять с цветами (цветы и зелень – знак жизни), выражая этим христианскую радость и благодарность Богу за то, что Он Своим Святым Животворящим Духом обновил людей и через крещение родил их в новую жизнь.

День Святого Духа. Догмат о Пресвятой Троице

Празднование Дня сошествия Святого Духа вошло в христианский календарь официально лишь в конце IV века, когда Церковь приняла догмат о Троице на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 году. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве, так как  он раскрывает и объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в единого и  Триипостасного Бога основывается все христианское вероучение. Согласно ему с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога. С этого момента во всей полноте началось участие трех Лиц Божества – Отца, Сына и Святого Духа в Домостроительстве спасения человеческого рода.

Дух Святой явился в виде огня, так как имеет полноту и силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. В день Пятидесятницы впервые открылась тайна понимания Бога, раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру, а людей научил поклоняться и прославлять три Лица единого Божества: Отца и Сына и Святого Духа.

Подготовил Чтец Александр Попиль