Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Петров пост

Петров пост или как его еще называют Апостольским – это православный пост, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле.
Церковь призывает нас по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой – они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:3).

Установление Петрова поста

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. Об этом событии упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плохи».

Особенно Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольського храма довершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивих христиан к этому празнику постом и молитвой.

Впервые об апостольском посте упоминает «Апостольское предание» святого Ипполита Римского в III веке. С ІV века уже упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий и Феодорит Кирский.

«После продолжительного праздника Пятидсятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, - пишет святой Лев Великий. - За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост... Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Также святой Лев пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, предстоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста. Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием».

Сколько длится пост и как правильно питаться

Петров пост – один из четырёх многодневных постов в православной Церкви. Он зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его разная. Начало поста в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы. Продолжительность его варьируется от 8 до 42 дней. Завершается он всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Отметим, что самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Основная цель поста заключается в подготовке к торжествам во имя двух первоверховных апостолов.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: "За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан".

Петров пост считается нестрогим. В  среду и пятницу полагается растительная пища без постного масла, в остальным дни разрешается масло. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти некоторых святых, если они отмечаются в понедельник, вторник или четверг разрешается рыба и вино.

В честь этих праздников в старину на Руси готовили особые пироги - рыбники, их особенностью является то, что рыба запекается в тесте целиком.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

Подготовил Дмитрий Сидоренко