Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Рождество Пресвятой Богородицы

 

 

Пресвятой Богородицы - рождение  Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Этот праздник является первым двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому стилю церковный год начинался 1 сентября. Он установлен Церковью в 4 веке и празднуется 21 сентября по новому стилю.

Установления праздника

Праздник Рождества Божьей Матери относится к очень древним Богородичным праздникам, хотя нельзя точно определить время, когда он появился. По словам святого Андрея Критского, его можно назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего появления в Церкви. Это событие сохранилось только в древнем церковном предании (например в творениях блаж.Иеронима, Епифания Кипрсокого и др.).  Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского. О нём упоминают также св. Иоанн Златоуст, св. Августин Блаженный. Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святой Андрей Критский в своем слове в день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам святого Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется».

Рождение Богоматери

В небольшом галилейском городе Назарете жили праведные  Иоаким и Анна. Оба супруга были благочестивы и дожили до старости, но детей не имели.  Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже усердно молилась. В это время им обоим было видение ангела, который возвестил «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму, и сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Благодаря Бога, Иоаким, с радостью отправился в Иерусалим к храму, где у Золотых ворот увидел молящуюся Анну. Помолившись Господу супруги вернулись домой.

После этого Анна зачала и супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия. Вскоре слова Ангела сбылись – через 9 месяцев у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую назвали Мариам, или Мария. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

История и особенности богослужения праздника

В православной службе праздника почти не сохранились песнопения раннего периода. Вероятно, от тех изначальных текстов, относящихся ко времени по VII век включительно, до нас дошел лишь тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево», который принадлежит V—VII векам.

Основные праздничные песнопения в честь Рождества Богоматери появились в VIII-IX вв., из которых только менее половины оказались включены в современную службу праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Туда входят гимнографические произведения таких песнописцев, как св.Андрей Критский (VII в.) — второй канон праздника, св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) — первый канон праздника, Германа, патриарха Константинопольского (VIII в.) — стихиры на стиховне, Анатолия, епископа Солунского(IX в.) — некоторые стихиры на литии, Стефана и Сергия Святоградцев (иноков монастыря св. Саввы близ Иерусалима) (IX в.) — стихиры на Господи воззвах и некоторые стихиры на литии и на стиховне, Иосифа Песнописца (IX в.) — канон на предпразднство.

Древнейшие указания о чине службы Рождеству содержатся в грузинском переводе иерусалимского Лекционария, древнейшего памятника уставного и гимнографического содержания, возникшего в результате литургической деятельности Патриарха Софрония Иерусалимского. Здесь можно увидеть указания только касательно праздничной литургии. Видимо, вечерня и утреня совершались по будничному чину.

В "Синайском канонаре" IX в. уже содержатся нынешние паремии, тропарь, Апостол, Евангелие и причастен. Также указан вечерний прокимен: "Преславная глаголашася о тебе, граде Божий", стих: "Любит Господь врата Сиона".

С XI в. согласно древним уставам служба Рождеству Богородицы получила вид очень близкий к нынешнему с небольшими особенностями. Из них можно отметить что в афонском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели XI в. на вечерне под праздник особый прокимен: "Освятил есть селение Свое Вышний", стих: "Бог нам прибежище…"; литии на вечерне не было.

По древнейшим спискам ныне действующего во всем Православном мире Иерусалимского устава служба Рождества представляет незначительные отличия от теперешнего (печатного) Типикона. Что же касается современного Устава Константинопольской церкви, то служба имеет следующие особенности в сравнении с нашей. Литии на вечерне нет, а есть лития перед утреней, которая совершается отдельно от вечерни; на утрени псалтирь и полиелей Богородицы "Отрыгну сердце мое". На литургии поются антифоны, составленные из стихов (1-9, 11) избранного псалма к величанию, именно из стихов с присоединением между 7 и 8 стихами: "Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник" (Пс 131. 17), а между 9 и 11 стихами: "Зде вселюся, яко изволих и" (Пс 131. 14). Припев к 1 антифону: "Молитвами Богородицы…"; ко 2-му: "Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен…"; к 3-му – тропарь; на малом входе: "Приидите поклонимся,.. во святых дивен сый".

Подготовил Дмитрий Сидоренко