Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

История Празднования Пасхи

Пасха или Воскресение Христово — древнейший христианский праздник, он есть «Праздником праздников» и «Торжеством торжеств», центром и вершиной всего богослужебного года.

Апостолы говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, — потому что Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас (Рим. 8: 11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и воскресение действует в нас (см. 2 Кор. 4: 12).

После Пятидесятницы первые христиане начали совершать Литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, а также установленное Христом Таинство Евхаристии. Литургия совершалась как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и воскресением Христа. Пасха стала первым и главным христианским праздником, определяющим вероучительную сторону христианства и богослужебный устав Церкви.

В I в. по Р. Х. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, поскольку для христиан того периода каждый воскресный день был Пасхой.

Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днем поста и скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье — днем радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа. В Малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в I в. по Р. Х. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой — 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, так как Иисус Христос был казнен в день Пасхи и воскрес по Евангелию в день после субботы.

Уже во II в. праздник принимает характер ежегодного торжества во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей есть сведения о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная», она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После нее отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная». В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник «пасхальный спор» между Римом и Церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет апостола Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и в дальнейшем получило свое распространение. Тогда как на Западе сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской Церкви был поставлен императором Константином Великим на созванном в 325 г. I Вселенском Соборе в г. Никее. На соборе все епископы сошлись во мнении праздновать Пасху всем в одно и то же время, и было принято решение согласовать день празднования Пасхи между общинами, а также осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия.

Исходное определение I Вселенского Собора относительно Пасхи, о том, что посты и праздники должны совершаться одновременно во всей Церкви, стало впоследствии основанием для церковного Устава. Было решено на соборе праздновать христианскую Пасху строго после иудейской Пасхи — 14 нисана (полнолуние) и всегда в воскресенье. Днем Пасхи было выбрано ближайшее воскресенье после первого полнолуния сразу после дня весеннего равноденствия (в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю, то есть не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю). Александрийский епископ по поручению Собора должен был вычислять этот день и особыми пасхальными Посланиями извещать все Церкви о дне, на который, по астрономическим вычислениям, приходится Пасха.

В Александрии были созданы пасхальные таблицы — пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI–VIII вв. эта Пасхалия была принята Западной Церковью.

В свидетельствах IV в. отмечается, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V в. название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане все отчетливее, за что получил название «царя дней», «Праздником праздников».

За минувшие столетия и в XX в. происходило много исторических событий, влияющих на вопрос о праздновании Пасхи в разных христианских церквях. Но кратко остановимся на одном. На Всеправославном Московском совещании 1948 г. было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными Церквями по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, на котором живет данная Церковь.

Сегодня юлианским календарем всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники — по новому стилю.

Пасхальные обряды и обычаи

Церковный устав повелевает в пятидесятидневный период (до Троицы, в этом году — 8 июня) молиться стоя, — ведь земные поклоны, совершаемые в другое время, символизируют недостоинство падшего человека. Но переживание древнего грехопадения несовместимо с пасхальным торжеством победы над его последствиями, и потому коленопреклонения отменяются.

В каждый из дней Светлой седмицы (недели) совершаются те же богослужения, что и в первый день праздника Пасхи, включая и торжественный крестный ход, который переносится на конец Литургии. Царские и боковые врата в алтаре не закрываются круглые сутки, и только в эти дни верующие могут созерцать все происходящее там во время службы. Столь красивым символическим жестом Церковь зримо напоминает христианам о Царствии Небесном, отверзшемся для всех в Воскресении Господа.

Всю Светлую седмицу колокола могут освящать воздух своим радостным звоном день и ночь (это зависит от усердия и здравого смысла звонарей). Колокольный звон — знак Божественной победы над древними врагами человечества — дьяволом и смертью.

К числу особых пасхальных обрядов относится благословение артоса, красных яиц и некоторых других кушаний.

Артос в переводе с греческого языка означает просто «хлеб». Так называется высокий круглый хлеб, напоминающий большую просфору. Он освящается в каждом храме по окончании ночной пасхальной Литургии. В субботу Светлой седмицы его разрезают на мелкие части и раздают верующим в память о пяти хлебах, которыми Господь чудесно насытил множество народа. История происхождения артоса восходит к апостолам, привыкшим вкушать трапезу вместе с Господом и продолжавшим и по вознесении оставлять для Него часть хлеба на столе — на случай неожиданного явления. Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич — «домашний артос», долго украшающий наши праздничные столы.

Обычай дарить яйца восходит еще к дохристианским временам. Народы Азии преподносили их в знак уважения в день Нового года, дня рождения и других важных случаях, желая при этом прибавления потомства (яйцо для этого — хороший знак!), долголетия и умножения богатства. Для нас же пасхальное яйцо — замечательный символ скрытой жизни, победоносно сокрушающей мертвенную скорлупу гроба. Обмениваясь яйцами при пасхальном приветствии, мы зримо напоминаем друг другу о главном догмате нашей веры — Воскресении Богочеловека Иисуса Христа. Красный цвет указывает на животворную кровь Агнца Божия, заменившего собой ежегодную жертву ветхозаветных агнцев в Иерусалимском храме.

Пасха — праздник сорокадневный

Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием праздника Пасхи» — торжественным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Это еще одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами», — напоминает нам свт. Григорий Богослов (Беседа 19).

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Александр Попиль