Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Вознесение Господа Иисуса Христа

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник. Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк 24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян 1:9-11). Также его краткое изложение приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк 16:19).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа. В конце своего земного служения повелев апостолам не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца, Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон, и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях святых апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим, где через несколько дней произошли события Пятидесятницы.

Некоторые различия в рассказе о Вознесении в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Святого Духа.

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения. Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Псалом 109, говорит о Своем «седении одесную Бога».

Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II веков о Вознесении Господнем говорится, как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением. Важность события Вознесения подчеркивается также и в большинстве древних евхаристических молитв.

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо.

До конца IV века празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день. В IV веке Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи, но и как праздничный день. Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

Несмотря на то что уже стараниями святой императрицы Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до конца IV века Вознесение Господне и Пришествие Святого Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи. Одной из последних, видимо, об этой практике пишет западная паломница Этерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста. Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи, как Вознесения Господня, говорится в «Апостольских постановлениях» – древнем церковно-историческом памятнике.

В Западной Церкви первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях епископа Хроматия Аквилейского (388-407) и в «Книге о различных ересях» епископа Филастрия Брешианского (383-391), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала Петрова поста – до или после Пятидесятницы. К VI веку было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста. К V веку практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно – например, блаженный Августин называет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсеместным».

Вознесение замыкает триаду основных событий Евангельской истории. Можно сказать, что все православное учение о спасении покоится на основании трех праздников: Рождества, Пасхи и Вознесения. Рождество — это Боговоплощение, вочеловечение Сына Божия, которое преодолело трагический разрыв между Творцом и самым совершенным и любимым Его творением, возвратило человека к Источнику Жизни, Истины и Любви. Воскресение Христово уничтожило неизбежность смерти, ибо, поглотив Человека-Христа, смерть прикоснулась к Богу и была истреблена сама. Вознесение Христово вместе с Его пречистой плотью открывает возможность для всего человечества вхождения в Царство Пресвятой Троицы.

Христос возносится на небеса, не расставаясь со Своей человеческой природой. Из этого следует, что человечество и, стало быть, каждый человек, независимо от того, хочет он этого или не хочет, навсегда соединен с Богом. На этом факте основывается принципиальный оптимизм христианского вероучения: Если преступлением одного (Адама) подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, переизбыточествуют для многих (Рим. 5:15).

Вознесение не случайно происходит до Пятидесятницы. Ведь только закрепившееся навечно соединение Бога и человечества создает предпосылки для создания Церкви, которая, по слову апостола Павла, есть таинственное Тело Христово, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:23). Христос покидает землю, но Бог не расстается с человеком, оставаясь среди людей в ипостаси Святого Духа. Где Дух — там и Церковь, там Божественная благодать «всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая». А где благодать, там возможность преодолеть любое искушение, совершить любой подвиг. Наверное, именно это имел в виду апостол Павел, твердивший, как молитву, слова: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13).