Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

День Святой Троицы

 

Приидите людие,

Триипостасному Божеству поклонимся…

Стихири праздника Пятидесятницы

Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло в пятидесятый день после Воскресения Спасителя. Изначально, еще в Ветхом Завете, Пятидесятницей назывался один из трех великих религиозных праздников еврейского народа. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова, у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года, праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы в Палестине и поэтому праздновался с особенной радостью. Многие иудеи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в иерусалимский храм. Даже родившись в других странах, многие из них иногда с трудом понимали родной еврейский язык, но всегда стремились соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим.

Новозаветная Пятидесятница также посвящена воспоминаю вступления людей в союз с Богом, но только теперь этот новозаветный союз неограничивался одним народом, а включал всех верующих во Христа и действием Святого Духа объединял их в Церковь.

Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти» (Иоиль 2:28; Исаия. 12:3).

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей: «Я умолю Отца, — говорит Спаситель своим апостолам, — и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, — Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он — Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Иоанн 26; 15:26).

Ожидая обещенного Христом, после вознесения Спасителя на Небо, апостолы, вместе с Пресвятой Девой Марией и с некоторыми женами-мироносицами, а также и другими верующими (около 120-ти человек, как указывает автор Деяний апостольских), в дни ветхозаветной Пятидесятницы находились в Иерусалиме, в так называемой «Сионской горнице». Совместно молясь, апостолы, в десятый день по Вознесении Господа, внезапно услышали шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом из них. (Деян. 2:4).

Новозаветную Пятидесятницу, можно без преувеличения назвать важнейшим событием в истории всего человечества. Этот день явился подлинным рождением Христовой Церкви. Апостолы впервые отбросили все опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на открытую и бескомпромиссную проповедь распятого и воскресшего Спасителя мира. Вскоре, богатые плоды первой евангельской проповеди не замедлили себя ждать: около трех тысяч человек в первый же день приняли крещение во имя Иисуса Христа (Деян. 2: 41). С этого дня Церковь, созданная не усилиями человеческих толкований и умствований, но Божией волей, непрерывно росла и утверждалась благодатью Святого Духа.

С IV века свидетельства о Пятидесятнице, как о священном периоде после Пасхи протяженностью в 50 дней, и как об особом празднике, становятся частыми, можно сказать, общими, у церковных писателей. Богослужение праздника формировалось и обогащалось трудами святителя Григория Богослова (IV в.), преп. Романа Сладкопевца (V – пер. пол. VI в.), святых Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феофана, митрополита Никейского (IX в.) и Византийского императора Льва (886 – 912 гг.). Стихира написанная императором Львом: «Придите людие Триипостасному Божеству поклонимся…» знаменует начало осмысления празднования Пятидесятницы, как праздника в честь Триипостасного Бога – Пресвятой Троицы. На особый богословский смысл этого великого новозаветного события указал Своим ученикам Сам Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).

В течение семи седмиц от Пасхи до Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении же этого периода читаются три коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим. Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу. Во время этой вечерни христиане впервые (после погребения Плащаницы) преклоняют колена.

Со дня сошествия Святого Духа на апостолов, каждый новокрещенный человек, в таинстве Миропомазания, подобно апостолам, удостаивается благодати Духа Святого. Сила этого таинства настолько велика и неизгладима, что оно, как и Крещение, не повторяется. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина, даруя ему все самое возвышенное и ценное.

В праздник Пятидесятницы Церковь вновь и вновь подводит верующих к порогу новой благодатной жизни, призывая их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения.