Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Покров Пресвятой Богородицы

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы берет своеначало с Константинопольского чуда, которое произошлов 910 году. Его описание сохранилось в житии святого Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, его учеником, молились в храме, вдруг как быраскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увиделПресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей ученика,не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний.

Первым автором жития былсвященник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и егоученика Епифания. Подлинникэтого жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других – видение св. Андрея ни с какиминападениями врагов не связано, а в третьих рассказываетсяо нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своемуусмотрению, поскольку считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием.

Что же происходило в 910 –911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле был второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле – Евсевий, сменивший сурового и категоричного патриарха Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в империи идут не то, чтобы плохо, но и не очень хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы непредставлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли – вобщем, шла затяжная вялотекущая война. Империя не слабела, но как-то топталась на перепутье. Православная Церковь в это время проводит активную и мудрую миссионерскую деятельность в славянских землях, распространяет и веру, и культуру.

О событиях 910 – 911 годов рассказывают несколько византийских летописей, по-гречески«хронографов». Перед намив деталях раскрывается жизнь Влахернского дворца, отношенияимператора и патриарха, придворные интриги и благочестие монахов. Нет только о нападении врагов на Константинополь. Из крупных военныхопераций этих лет можно только отметить неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии. Но все-таки было одно событие,которое могло вызвать тревогув городе и дворце. Где-то околоэтого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю.Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которыхкрепко отметились в памяти греков, были гораздо страшнеечем относительно цивилизованныеарабы.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало,что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Через 78 лет внуки тех, над кем Божия Матерь держала омофор во Влахернском храме, отправились на великий и опасныйподвиг – крестить славян язычников. В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанныхс праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Но теперь, событие, которое формально можно назвать военным поражением наших предков, Православная Церковь отмечает, как праздник заступничества Божией Матери и ее защиты за всех православных христиан.

Отдельно, свою историюпразднования, день ПокроваБожией Матери имеет на Украине. Этот праздник был одним из самыхглавных праздников Запорожскогоказачества. В 1659 году,еще до основания Новой Сечи,запорожские казаки построилина острове Чертомлык храм начесть Покрова Богородицы. Ноособенно глубоко начинаетпочитаться этот день ужев Новой Сечи, где также былвозведен Покровский храм. Вцелом, на всех территорияхказацких вольностей, былобольше десяти храмов на честьПокрова Божией Матери. Благодарятакому глубокому почитанию даже возник особенный иконографический тип –«Казацкая Покрова». На иконеизображалась Божия Матерь,покрывающая омофором гетмана,казацкую старшину,духовенство и народ, которыйс мольбой к Ней обращается. Празднование ПокроваБогородицы также богато и народнымитрадициями. С этого дняначинался, так называемый, «свадебный сезон», посколькузаканчивался сбор урожая и завырученные средства игрались свадьбы, а вся деревенская жизньперестраивалась на зимнийритм, в котором больше вниманияуделялось работам в доме– шитью, пряже и разного родарукоделиям.