Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

День Святої Трійці



«Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся,
Сыну во Отце, со Святым Духом...»

Стихира праздника Пятидесятницы

 

Начало церковному году еще в апостольские время было положено празднованием Воскресения Спасителя. Вторым, по древности, христианским праздником был день Пятидесятницы. Изначально, еще в Ветхом Завете, Пятидесятницей назывался один из трех великих религиозных праздников еврейского народа. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова, у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещали Богу послушание, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года, праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы в Палестине и поэтому праздновался с особенной радостью. Многие иудеи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в иерусалимский храм. Даже родившись в других странах, многие из них иногда с трудом понимали родной еврейский язык, но всегда стремились соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим.

Новозаветная Пятидесятница также посвящена воспоминанию вступления людей в союз с Богом, но только теперь этот новозаветный союз не ограничивался одним народом, а включал всех верующих во Христа и действием Святого Духа объединял их в Церковь.

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во 2-й главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (Ин. 16: 7–14). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие ученики. Во время одного из таких совместных собраний для молитвы, в десятый день по Вознесении Христа, внезапно послышался шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом из собравшихся. Апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить иными языками (Деян. 2:4). С внешней стороны это явление было настолько величественным и вполне достойным Духа Божия, что для самых неверующих было знамением, показывавшим воочию присутствие Самого Божества в собраниях христианских (I Кор. 14:25). Это было состояние самого высокого душевного подъема. Итак, обретя благодать Святого Духа, последователи учения Христа заговорили на разных языках. Следовательно, когда они вышли из дома и стали обращаться к людям с дерзновенной и пламенной проповедью об истинной вере, представители самых разных народов (а в эти праздничные дни в Иерусалиме было множество паломников из различных стран) без труда понимали их. Те же, кто не знал других языков, кроме арамейского, насмехались над учениками Иисуса и пытались уличить их в опьянении. Тогда апостол Петр отверг эти обвинения: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2:15) – по нашему времени 9 утра. День Пятидесятницы можно, без преувеличения, назвать днем рождения Христовой Церкви. Апостолы впервые отбросили все опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на открытую и бескомпромиссную проповедь распятого и воскресшего Спасителя мира. И богатые плоды не замедлили себя ждать: около трех тысяч человек в первый же день промыслительно приняли крещение во имя Иисуса Христа (Деян. 2:41). Именно поэтому Пятидесятница наряду с Пасхой, занимает центральное место в церковном календаре. С этого дня Церковь, созданная не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божией волей, непрерывно росла и утверждалась – прежде всего, благодатью Святого Духа. Вероучение о Христе приобрело прочнейшее основание, которое невозможно было поколебать уже ничем. С IV века свидетельства о Пятидесятнице, как о священном периоде после Пасхи протяженностью в 50 дней, и как об особом празднике, становятся частыми, можно сказать, общими, у церковных писателей. Богослужение праздника формировалось и обогащалось трудами. святителя Григория Богослова (IV в.), преп. Романа Сладкопевца (V – пер. пол. VI в.), святых Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феофана, митрополита Никейского (IX в.) и Византийского императора Льва (886 – 912 гг.). Стихира написанная императором Львом: «Придите Триипостасному Божеству поклонимся…» знаменует начало осмысления празднования Пятидесятницы, как праздника в честь Триипостасного Бога – Пресвятой Троицы. На особый богословский смысл этого великого новозаветного события указал Своим ученикам Сам Господь: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).

В течение семи седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении же этого периода читаются три колено преклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим. Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу. Во время этой вечерни христиане впервые (после погребения Плащаницы) преклоняют колена. Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам. Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов (Исх. 23:16). Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы. В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою Святого Духа.

Со дня сошествия Святого Духа на апостолов, каждый новокрещенный человек, в таинстве Миропомазания, подобно апостолам, удостаивается благодати Духа Святого. В праздник Пятидесятницы Церковь вновь и вновь подводит верующих к порогу новой благодатной жизни, призывая их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения.